автор написанного ниже CL6, я лишь выложил присланную мне статью
EICO HF-85
Давно хотелось послушать ламповый пред из 50-60-х годов прошлого века. Не очень распиаренный (дорогой). На всемирной барахолке этому требованию отвечают преды DYNACO PAS и EICO.
Опыт восстановления «винтажных ламповых американцев» имеется, поэтому иллюзий по поводу состояния девайса я не испытывал. Кто не в курсе расскажу.
Люди покупают «исправный» ламповый усилитель или предусилитель. В объявлении на ебее или авито написано «все работает. Звук отличный» и «прошел полную профилактику». Или «все оригинальное, звук сказочный».
На самом деле профилактики никакой не было, максимум это заменены конкретно сдохшие лампы и конденсаторы. Если сломался аппарат, его несут мастеру. А мастера в подавляющем большинстве ремонтируют СТРОГО только то, что сломалось. Если досконально проверять все, то это займет очень много времени.
Покупатель думает, что все отлично, включает, слушает и совершенно не понимает. Почему этот «тухлый» звук так хвалят на форумах. Да еще и гудение в паузах. Понятно, что продавец скажет, что это «не дефект, а неотъемлемая особенность ламповых усилителей». Шарм эдакий, улучшает звук придает ему жизни… Да мало ли чего наговорят красивыми словами.
Приносили мне усилитель… Продавец сказал, что «работает сказочно, только легкий фон». На самом деле фон дикий. Да еще этот фон заменяет низкие частоты! Баса просто нет, если попытаться прибавить его ручкой тембра, то его больше не делается, зато фон еще громче.
А причина этого в том, что человек слушает НЕИСПРАВНЫЙ девайс. С того момента как этот усилитель сделали прошло время, а это извините 55-65 лет и электролитические конденсаторы превратились из конденсаторов в сопротивления, если не превратились то высохли, если не высохли, то «текут», ну и уж если совсем повезло и емкость номинальная, то ESR раз в 100-200 выше чем положено.
Думаете это все? Неееа. Разделительные конденсаторы. Если они конечно не Sprague Vitamin Q, то есть в металлическом корпусе, а выводы герметизированы стеклом, то текут с очень высокой вероятностью. Особенно если усилитель давно не включали. А что такое текут? Пропускают постоянную составляющую и режим работы следующего каскада нарушается. И как следствие усилитель работает далеко не так как задумывалось разработчиком и как он звучал когда только что вышел с завода.
Но и это еще не все. В «американцах» стоят постоянные резисторы Allen Bradley. Отлично звучащие карбоновые резисторы. Конструкция у них очень интересная – карболитовая трубочка заполненная компаундом на основе углерода. Не пленка на керамике как сейчас, а монолит.
Звук теплый. Но за такое время они либо насосались из воздуха влаги, либо от перегрева состав изменился и номиналы уплыли. Часто в 3-4 раза. А значит и режимы работы ламп так же уплыли. УПЛЫЛИ и от конденсаторов и от резисторов и питание не такое как следует…
Ламы, ресурс которых вот-вот закончится. И как это еще должно звучать?
Еще забыл сказать, что обычно в винтаже очень много всяческих переключателей. Большей частью совершенно не нужных, но тогда считали иначе. Они за эти годы износились, очень прилично окислились. Что естественно звук не улучшает.
Восстановление усилителя с разборкой, чисткой, тотальной проверкой-заменой неисправных резисторов и конденсаторов на адекватные стоит недешево. Недешево еще и потому что монтаж усилителя обычно навесной, а это значит, что вывод радиодетали просунут в отверстие лепестка и завернут несколько раз а затем пропаян. Для демонтажа надо греть пайку паяльником и одновременно раскручивать вывод детали, а руки только две… А разбирать надо практически полностью. Сложно, долго, муторно.
Продавцы этим не заморачиваются. А если усилитель прошел такую процедуру, то цена его сразу увеличивается очень ощутимо и такой усилитель плохо продается.
Исходя из вышеизложенного, я всегда покупаю нетронутые усилители, или вообще неисправные. И из страны производителя. На Родине всегда дешевле.
Смысл покупать «восстановленный», если потом все равно все выпаивать, проверять и или ставить на место или искать адекватную замену?
Что-то меня понесло. Сорри.
Итак нашел я аукцион, подавали предварительный усилитель EICO HF-85. Продавец из Waterbury, Connecticut, United States.
Пред в меру старый. По данным сайта радиомузей выпущен ориентировочно в 1959 году в Бруклине.
Шесть ламп, пять 12AX7 и один кенотрон 6X4.
http://www.radiomuseum.org/r/eico_stere … ifier.html
Интересная особенность этого преда, можно вывести звук до темброблока и самому удостовериться портит он звук или нет.
Фото продавца.
Фото1
Фото2
Вид у преда помоечный. Грязищщаа! При включении загорается только лампочка индикации включения. Если на это посмотрит обычней человек, то только ужаснется от отвращения. Это мне и нужно. Значит ставки низкие будут. А чистить усилитель все равно придется, какой бы он ни был. Посеребренные переключатель полюбому окислились. Все надо снимать, разбирать, шасси мыть. А смыть один грамм грязи или 10 разницы не вижу.
Купил. Подождал месяц. Получил.
Фото3
Фото4
Фото5
Корпус ржавый. Непринципиально. В перекраску. Снимаю верхнюю панель.
Фото6
Фото8
Грязь. И видно, что продавец попытался ее убрать, но быстро надоело. Откручиваю дно и смотрю «подвал».
Фото7
Нетронуто. Все на месте. Но… немного не повезло. В то время фирмы выпускали аппаратуру в трех видах:
1) Люкс – собрано на заводе в деревянном корпусе надетом на стандартный металлический;
2) стандарт – без люксового корпуса и
3) KIT – конструктор, набор деталей, который покупатель собирал сам в меру своих навыков и умения.
Мне досталось последнее. Видно по проводам.
Работать в такой грязи невозможно, сначала оттираю.
Фото9
Фото10
Казалось бы надо включить и послушать. А вдруг работает?
Ни в коем случае. Если конденсаторы текут или пробиты, то возможно все вплоть до пожара. Либо включают через ЛАТР начиная вольт с 60 и постепенно увеличивают до номинальных американских 115. При этом нюхая и щупая все подряд, не греется ли где. Да, и надо знать, что можно, а что нельзя щупать. Всё-таки там анодное 300-360 вольт. Ооочень неприятное ощущение когда под него попадаешь. Либо через лампочку.
Только не вижу в этом смысла. Даже если работает, то все равно не так как должен. Я сразу начинаю разбирать и проверять радиодетали которые могут от времени прийти в негодность. А это практически все кроме шасси.
Начинаю с питания. Отпаиваю многосекционный конденсатор и меряю его ESR-метром. Первая секция, конденсатор сразу после кенотрона 20мкФ 450в превратился в резистор 500кОм. Второй и третий показывают емкость около 70 мкФ вместо 50 и ESR в несколько ом. Емкость укладывается в допуск. Если была бы сильно завышена, то скорее всего у этого конденсатора большая утечка. Если занижена, то высох. А вот ESR несколько ом, это плохо. Должно быть доли ома и чем меньше, тем лучше. Вместо первого пока поставлю джамикон, остальные оставлю, потом все заменю на ROE.
Конденсаторы в катодах фонокора. Fraco – емкость в три раза больше номинала и ESR 4 ома. ELNA еще хуже. Заменил на SANYO OS-CON.
Разделительные бумага в воске. Текли сильно. Заменил на полипропилен AV, для пробы. Нужно сказать, что утечку конденсаторов нужно мерить под номинальным напряжением. Если на нем написано 400 вольт, значит мерить надо хотя бы на 350, подавая их на конденсатор через резистор килоом в 150-200.
Отремонтировал регулятор громкости и один из тембров. Громкость совсем развалилась и проворачивалась. Разобрал, промыл, отремонтировал. Резистивный слой у этих резисторов очень хороший, твердый, гладкий, как стекло. Никаких признаков износа. Только грязь.
Потом проверил все резисторы. Как ни странно все уложились в предел плюс-минус 20 процентов. Видимо хранился усилок в сухом месте и не перегревался в работе.
Отмыл шасси. Почистил переключатели.
Включил, померял напряжения питания. Соответствуют указанным в мануале. Послушал – поет. И красиво. Но волшебства нет.
Лампы оказались оригинльными, настоящий старый английский Mullard промаркированный EICO. Лампы конечно подсевшие, но играют. Потом заменю на новые. Сначала хочется разобраться с разделительными конденсаторами.
То, что они оказывают большое влияние на звук известно. Я заменил восковые на полипропилен. Звук изменился. А хочется послушать оригинальный звук EICO. Как быть? Искать такие же восковые конденсаторы? Смысл, за столько время они так же как эти насосались из воздуха влаги. Попробую восстановить эти.
Для начала я проварил их в воске в течении 5-ти часов. Это что бы влага из них испарилась. Потом подключил их к самодельному девайсу выполненному по такой схеме. ЛАТР, выпрямитель и через ограничительный резистор на зажимные клеммы подключается испытуемый конденсатор.
Сначала на конденсатор подается четверть указанного на нем напряжения и проверяется ток утечки. Если ток велик, жду несколько часов, пока ток не уменьшится до микроампер. Проверяя не греется ли конденсатор. Потом поднимаю напряжение и опять жду… И так от нескольких часов до нескольких дней. Конденсатор восстанавливается полностью.
Ожили все восковые конденсаторы, кроме двух 0.2 мкФ 400 в. Их я заменил на Vitamin Q.
Послушал. Да действительно восковые конденсаторы звучат намного мягче. Оставляю.
Но, пред фонит. На половине громкости слышен в паузах фон. Явно слышен даже на первой трети.
Этот недостаток отмечают и многие зарубежные владельцы этих предусилителей. Причин две. Разводка земли и питание накала переменным током.
Пока едут конденсаторы ROE в анод, можно заняться фоном. Когда я отпаивал детали для проверки, отметил что монтаж земли выполнен очень странно. Все земли должны сходиться в одной точке, в этом преде таких точек на шасси много! Монтаж выполнен плохим проводом в легкоплавкой изоляции. Эта изоляция во время неумелого монтажа сборщиком во многих местах повреждена. Напрашивается полная замена всех соединительных проводов с новой разводкой земли «звездой».
Что и было сделано. Фон практически исчез, стал на уровне шума ламп. А так как конденсаторы в анод так и не приехали, то я решил заняться накалом.
Накал так же должен быть разведен «звездой» - с одной контактной группы провода к каждой лампе свои. Было не так, два провода на одну лампу, от нее к другой и т.д. Переделал.
А так как переразводка накалов полная, решил заодно сделать питание с переключением. Переменный-постоянный ток. Тумблером. Сделано это для оперативного сравнения изменения в звуке в зависимости от типа накала.
У меня плохая память на звук. Для того что бы услышать и понять мне нужно быстрое переключение. Тогда все очевидно.
В выпрямителе накала стоят диоды Шоттке электролиты общей емкостью 10 000 мкФ, шунтированные керамикой 1мкФ.
Конденсаторов нет и нет. Занялся корпусом. Цвет корпуса в оригинале темно серый с небольшим отливом металлика. Верхняя сетка «золото». С покраской сетки трудностей не возникло. Задул качественной краской из баллончика. Три слоя с промежуточной сушкой сутки и два слоя лака.
А с боковинами и остальным… Мне очень нравится молотковая эмаль, обычно я пользуюсь хамеритом. Но тут решил попробовать гладкую покраску. Пришел в ордер и стал смотреть цвета того же хамерита, только гладкого. Подошёл манагер и… как я повелся, сам не понимаю. Купил не хамерит, а российский аналог. Краска по ржавчине. Требуется только зашкурить и обезжирить.
Зашкурил, обезжирил…
Крашу я дома. В ванной. Сначала пылесошу, на всякий случай, потом все закрываю пленкой, потом включаю воду из душа на полчасика. Что бы пыль из воздуха осела.
Покрасил тампоном. Ужос! Краска глянцевая, на поверхности один мусор. Это даже не пыль а куски! Просушил сутки, зашкурил. Краска полностью не высохла, верх шкурился, дальше скатывался. Но поверхность вывел. Покрасил еще раз. Опять мусор!
Мало того, каска начала сохнуть и съеживать свой же предыдущий слой! Умный человек бы на этом остановился, но не упрямый осел. Я еще раз просушил краску, уже в течении недели. Зашкурил и покрасил. На этот раз кистью…
Лучше бы я этого не делал. Краска что от тампона что от кисти не расплывается, остаются вмятины. Поверхность неровная и опять мусор! И опять съежило предыдущий слой!
Дошло, наконец, что мусор в краске, что сохнет она на самом деле гораздо дольше чем написано, что никакая она не тиксотропная и нипочем не выравнивается. Годна только для окраски нетребовательных заборов.
Поехал, купил темно серый молотковый хамерит и покрасил с первого раза. В смысле два слоя, без промежуточного прошкуривания, без мусора на поверхности, ровно и хорошо.
Фото11
Когда приедут наконец конденсаторы в анод. Поставлю и хорошенечко послушаю.
Есть такая проблемка – менять или не менять родные керамические конденсаторы. С одной стороны керамика по современным аудиофильским понятиям как бы не комильфо. Но она звучит очень винтажно. Звук того времени.
Я восстанавливал несколько ламповых американских усилителей. В одном заменил всю керамику на винтажные американские слюда-серебро cornell dubilier 1 процент точности. Звук изменился кардинально. Чище, прозрачнее, детальнее. Но ушла та мягкость, теплота и винтажность.
Поэтому были приобретены на возможную замену керамики те же серебряные cornell dubilier, бумагомаслянные Vitamin Q и европейские mullard mustard.
Буду менять и слушать. Хочется и детальность и мягкость. Но наверно получится как в известном мультфильме про дудочку и кувшинчик.
https://www.youtube.com/watch?v=nmu1Iv7bACU
Хочется всего и много, а в реальности что то одно. Или дудочка или кувшинчик.
Наконец приехали конденсаторы ROE. Это на мой вкус одни их лучших электролитов всех времен и народов. Заменил трехсекционный конденсатор на три одиночных.
Фото 12
Фото13
Включил… Волшебство появилось. Нет, есть что-то такое в звуке старых американцев. Красота, вкусность и самое главное вовлеченность.
Керамику пока трогать не буду. Хотя есть и серебрянные cornell dubilier и бумагомаслянные Vitamin Q и европейские mullard mustard. Процесс предстоит длительный.
Фото 14
Фото15
Фото16
А к этому преду как раз приехали два Dynakit MK III. Но о их реанимации расскажу в следующий раз.