форум Виктора А Шапкина Victor A Shapkin Audio

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » форум Виктора А Шапкина Victor A Shapkin Audio » Архив » Мои усилители. Иллюстрированная история


Мои усилители. Иллюстрированная история

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

На сайте размещать материалы стало трудно. Поэтому здесь, на форуме, для истории и всех, кому интересно, я оставлю фотографии, иллюстрирующие этапы построения усилителей.
Фотографий много.
Свои комментарии и пояснения я буду давать в этих же постах рядом с фотографиями по мере интереса к теме.
Цель выкладывания фотографий - представление информации. А, отнюдь, не желание "похвалиться".
Надеюсь и другие участники аудио-сообщества продемонстрируют фото своих систем и (или) их частей. С такой же целью - проинформировать других.

2

Мои предыдущие усилители. До 2008-2009 годов.

http://s3.uploads.ru/t/uY8ap.jpg

выходные лампы: в высокочастотном канале - VT-52, в низкочастотном - 50.

http://s2.uploads.ru/t/TWMC5.jpg

Вот они внутри, разбираемые после нескольких лет честной работы.

http://s3.uploads.ru/t/LgQJ7.jpg
http://s2.uploads.ru/t/D4lHx.jpg

3

2009 и 2010 годы.

Усилитель № 1 (УС1)
Назначение этого усилителя:
- получить слабые сигналы от нескольких источников (выходное сопротивление источников - от 3 до 600 Ом),
- коммутация = переключение между разными источниками,
- усилить слабые сигналы источников,
- разделить один сигнал на три канала,
- уменьшить по разному высокие частоты (регулирование коррекции),
- уменьшить амплитуды всех трех сигналов (регулирование громкости),
- послать три сигнала по 3 линям (выходное сопротивление усилителя 600 или 150 Ом, все три выхода балансные=симметричные)

начало компоновки
http://s2.uploads.ru/t/vwz4W.jpg

Разработка крепления УС1 на полку
http://s2.uploads.ru/t/UsAaX.jpg
http://s3.uploads.ru/t/8gIWp.jpg
http://s2.uploads.ru/t/I9xh2.jpg
http://s2.uploads.ru/t/qVkO0.jpg

Некоторые элементы УС1

http://s2.uploads.ru/t/7pi4n.jpg

Компоновка = размещение элементов.

http://s3.uploads.ru/t/KBJZk.jpg
http://s3.uploads.ru/t/ZkF4v.jpg
http://s3.uploads.ru/t/XriQa.jpg

Натурное моделирование выпрямления накала первых трех каскадов

http://s3.uploads.ru/t/SIGut.jpg

Один из первых вариантов УС1.
Пока без коррекции.
Во всех каскадах применена схема grid circuit decoupling  не допускающая коррекцию "на сетках".
Мой перевод термина grid circuit decoupling - отвязывание (отсоединение) сетки. В русскоязычной литературе я такой схемотехники не встречал.
Применялась это схемное решение в 20-30-х годах прошлого века в усилителях компании Western Electric и описано в RDH на стр. 538, рис. 12.55. В те годы ещё не было конденсаторов большой ёмкости для шунтирования катодных сопротивлений и с этой целью (согласно RDH) применяли такое схемное решение.
Я использую и катодные шунтирующие конденсаторы и grid circuit decoupling. Эксперименты показали, что это схемное решение позволяет снизить в несколько раз фон от переменной составляющей анодных токов.

http://s5.uploads.ru/t/TXh7M.png

Это схемное решение применено во всех каскадах всех усилителей, кроме двух каскадов в УС1, в которых присутствует коррекция.

Питание внутри УС1, накал первых трех каскадов каждого канала выпрямленный.
В низкочастотном канале 5 каскадов, в высокочастотном канале 4 каскада.

http://s3.uploads.ru/t/vkpur.jpg
http://s2.uploads.ru/t/zeiSQ.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Ejx4g.jpg

Усилитель №2 (УС2)

В первом варианте системы этот усилитель работал (а так он и проектировался) как "буферный" или "линейны". Получал три сигнала, усиливал и посылал дальше по "линии".
Он и сейчас может выполнять такую функцию, но используется как трех-канальный, одно-каскадный усилитель мощности.
Все усилительные лампы 10Y (или эти же лампы маркированные 801А). Выпрямительные лампы 6С4С.

Компоновка

http://s3.uploads.ru/t/SOHUk.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Sy2qG.jpg
http://s3.uploads.ru/t/mSoeA.jpg

Макет УС2 на проводах

http://s3.uploads.ru/t/pI7ct.jpg

Подбор катодных сопротивлений

http://s2.uploads.ru/t/iPX9j.jpg

Тестирование УС2 на осциллографе

http://s3.uploads.ru/t/WLKpu.jpg
http://s2.uploads.ru/t/BLSyp.jpg
http://s3.uploads.ru/t/FwQvL.jpg

Сборка УС2 "на бело"

http://s2.uploads.ru/t/wscUz.jpg
http://s2.uploads.ru/t/9cCSw.jpg
http://s2.uploads.ru/t/DfW3v.jpg

Очередной вариант УС2 и его тестирование на динамике

http://s3.uploads.ru/t/28zTJ.jpg
http://s2.uploads.ru/t/wbxP0.jpg

Совместное тестирование УС1 и УС2 на осциллографе и динамике. Коррекции нет. Источник - генератор и ноутбук.

http://s3.uploads.ru/t/f7V9M.jpg
http://s3.uploads.ru/t/2SiGx.jpg
http://s3.uploads.ru/t/bzurT.jpg

Совместное тестирование УС1 и УС2 .  Источник - генератор и стол РОК.

http://s8.uploads.ru/IZ2UN.jpg

4

2011 год.

УС1
Вариант с емкостной коррекцией "на линии" ("линия" - когда входное и выходное сопротивления устройства от 50 до 600 ом).
Питание анодное частично вынесено в корпус УС2. Выпрямление кенотроном AZ11.
Накал всех ламп питается от аккумулятора.

http://s3.uploads.ru/t/LVYtJ.jpg

Сам емкостный корректор "на линии"

http://s3.uploads.ru/t/CQPml.jpg

2012/01-18

http://s3.uploads.ru/t/JqiPl.jpg

Вариант с емкостной коррекцией "на сетках"

http://s3.uploads.ru/t/ipu4M.jpg

Сам емкостный корректор "на сетках"

http://s3.uploads.ru/t/v9OPe.jpg

УС2
Вариант 2011 года.

http://s2.uploads.ru/t/iMFpA.jpg

УС1 и УС2 вместе в стойке

http://s2.uploads.ru/t/rP8Kx.jpg

УС1 и УС2 изнутри.
Вариант с коррекцией "на линии".

"На линии" - это между выходным трансформатором предыдущего каскада и входным трансформатором последующего.

http://s2.uploads.ru/t/l8TaI.jpg
http://s2.uploads.ru/t/ihgHJ.jpg

УС3.

Начало моделирования.

Корпус сделан в гараже и в нем разложены компоненты. Корпус сделан как можно больше, чтобы в нем можно было экспериментировать - разместить разные варианты элементов.

http://s8.uploads.ru/t/orQGc.jpg

Первые работы дома

http://s9.uploads.ru/t/DENap.jpg

http://s9.uploads.ru/t/W895o.jpg

Советские накальные трансформаторы "без шума" для УС3.

http://s2.uploads.ru/t/s2OYV.jpg

5

2012 год.

УС1.
Вариант с емкостной коррекцией "на сетках" и индуктивной коррекцией "на линии".
Количество каскадов уменьшено до трех в низкочастотном канале и двух в высокочастотном..

http://s2.uploads.ru/t/cgolY.jpg

Индуктивная коррекция и регулирование громкости "на линии".

http://s2.uploads.ru/t/HM18G.jpg

УС1 и УС2 на рабочем месте, в стойке.

http://s2.uploads.ru/t/3wAJi.jpg

УС1 + УС2 в процессе разработки

http://s9.uploads.ru/YfZy9.jpg

УС3.
Варианты моделирования и элементная база.

http://s2.uploads.ru/t/8NpSy.jpg
http://s2.uploads.ru/t/qH6CP.jpg
http://s3.uploads.ru/t/fONZD.jpg
http://s3.uploads.ru/t/1BjIp.jpg

6

2013 год.

УС1.

Работающий ныне вариант.

http://s2.uploads.ru/t/QdB4o.jpg

УС3.

Компоновка, элементы, сборка и испытания окончательного варианта.

http://s2.uploads.ru/t/5YCDy.jpg
http://s2.uploads.ru/t/tjQyG.jpg
http://s2.uploads.ru/t/Ubd0X.jpg
http://s3.uploads.ru/t/ZvEkr.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Oq0hr.jpg
http://s3.uploads.ru/t/scOyX.jpg
http://s3.uploads.ru/t/aCGh5.jpg
http://s2.uploads.ru/t/YWufX.jpg

эти дроссели подключены между минусом аккумуляторов и накалом ламп

http://s2.uploads.ru/t/GJ0Cx.jpg

Работающий ныне УС3.
Первый канал - лампа VT-52, второй канал - лампа VT-52, третий канал - в параллель три лампы RE134.
Накал ламп - обе 52-рые последовательно от одного аккумулятора, три 134-е последовательно - от второго.
Питание анодное первого и второго канала на одном кенотроне RG1064, питание третьего канала на втором таком же кенотроне.

http://s3.uploads.ru/t/IrtZw.jpg
http://s3.uploads.ru/t/Wznml.jpg

7

Усилитель 1

Схема усилительной части.

Он претерпел небольшие коммуникационные переделки, дорисую когда будет время.

http://viktor-a-shapkin.narod.ru/olderfiles/9/2012-11-03_19-29-09_0027.jpg

Схема блока питания.

http://viktor-a-shapkin.narod.ru/olderfiles/9/2012-11-03_19-31-42_0029.jpg

http://viktor-a-shapkin.narod.ru/olderfiles/9/2012-11-03_19-30-12_0028.jpg

Пояснения будут по мере поступления вопросов.

8

Внутренний вид усилительной части У1

http://viktor-a-shapkin.narod.ru/olderfiles/9/IMG_0047.jpg

УС1 изнутри (конец 13-го года)

целиком

12
http://s7.uploads.ru/vYhqw.jpg

закрыт крышкой перед установкой на полку

http://s6.uploads.ru/4A3QP.jpg

отдельные узлы и компоненты

1
http://s7.uploads.ru/8vsR6.jpg

5
http://s6.uploads.ru/lSNZs.jpg

6
http://s7.uploads.ru/j1xsg.jpg

7
http://s7.uploads.ru/MXifK.jpg

8
http://s6.uploads.ru/JijIG.jpg

9
http://s7.uploads.ru/WxdsR.jpg

10
http://s6.uploads.ru/tH8ZE.jpg

11
http://s6.uploads.ru/IPkwL.jpg

9

Усилитель 2

Схема.
Регуляторы громкости я перенес в УС1.

http://viktor-a-shapkin.narod.ru/olderfiles/9/2012-11-03_20-26-02_0030.jpg

http://viktor-a-shapkin.narod.ru/olderfiles/9/2012-11-03_20-27-02_0031.jpg

Усилительные лампы 10У=801А, выпрямители - 6С4С диодами.

10

Усилитель 3 после нескольких лет доделан.

Принципиально он построен как У2 - один каскад и три канала.
Накал ламп питается от аккумуляторов.
Лампы VT-52 (по одной на канал) и RE134 (три параллельно в одном канале). Кенотроны RGN 1064.
Входные трансформаторы UTC, один серии LS и 2 серии НА.
Выходные - в двух каналах Magnequest и в третьем - Telefunken. Третий канал построен по "парафидной" схеме. "Парафид" -- это когда один трансформатор (или дроссель) является анодной нагрузкой (тут стоит 2 тр-ра параллельно), а с другого тр-ра, включенного между анодом и катодом (чаще - между анодом и землёю) через конденсатор, снимается сигнал.

Схемы пока нет (поскольку нет вопросов ко мне).

http://viktor-a-shapkin.narod.ru/olderfiles/9/IMG_0087.jpg

11

Лампы, которые сейчас я использую в выходных каскадах

Лампы VT-52.
Гражданского названия у этих ламп нет.
Накаляются напряжением 6,3 В.  Ток накала 1 А,
(и то и другое значение спорное, поскольку данные производителей неизвестны).
Ток анода в рабочем режиме 30-40 мА.
Сечение нити накала темно-красное, неяркое.
Выпускались только для армии во время войны. Устанавливались, том числе, в радиостанции "летающих крепостей" (кажется так назывались огромные бомбардировщики В-17, В-29 ?). Пишу, ибо видел много лет назад на еБэе такую радиостанцию. Кстати, там стояли и армейские варианты нижеописанных ламп 10Y - VT-25.
Выпускались с разными конструкциями накальных нитей. По мнению владельца сайта "VT-52" напряжение накала зависит от конструкции.
В предыдущей системе такая лампа воспроизводила верхнюю часть диапазона. Тогда же был произведен и замер мощности этой лампы (по просьбам читателей) - на подключенном к вторичной обмотке транса резисторе замеренного номинала замерялось напряжение. Напряжение максимально возможное без искажений синуса на 1 кГц. Об искажениях я судил субъективно - по картинке на экране осциллографа.
Получилось 1,5 Вт.
В Инете нет анодных характеристик на эту лампу. Но есть сайт с названием VT-52 - про эту и другие лампы.
Мне пришлось строить их "на глазок" самому - замерял токи через лампу при нескольких анодных напряжениях и разных смещениях сетки. Будет время и предметные вопросы - поищу и выложу.
У меня эти лампы производства Раэтон, Сенко и Сильвания.

http://yras.users.photofile.ru/photo/yras/3889162/92803431.jpg

Лампы 10Y.
Имеют аналоги 210, 310, "просто" 10 и 801. Военное обозначение VT-25.
Это одна из первых ламп в США (если не первая), специально сконструированная для выходных аудио каскадов.
Кто её разработал - не знаю, но изобретатель триода Ли Дефорест выпускал такие лампы.
Выпускалась долго - с начала 20-х до конца войны (как минимум).
Выпускались в двух вариантах конструкции.
Вариант 1. Катод имеет яркое, желтое свечение - как у лампочек для освещения. Анод меньше, чем у второго варианта.
Такая конструкция ярко-светящего анода была первой для ламп. Очень нерационально расходует электрическую энергию.
Если прочитаете историю создания ламп, то узнаете название таких катодов. (кажется, "тангстен")
Вариант 2. Катод имеет темно-красное, неяркое свечение - как у ламп VT-52. У меня нет таких ламп, картинку видел у продавцов.
Это более поздний и более экономичный (дольше работает или дешевле стоит?) вариант катода.
Анод имеет больший размер - чтоб получить тоже токопропускание с новым экономичным катодом, площадь анода пришлось увеличить.
Напряжение накала 7,5 В. Ток накала 1,25 А. (очень большая мощность накала для небольшой мощности анода)
Ток анода в рабочем режиме около 20 мА.
"Субъективно" мощность (столь интересующий всех параметр) - примерно 0,5-0,7 Вт.
Данных на эту лампу полно в Инете.
У меня эти лампы производства РСА, Сильвания, КенРад.

http://yras.users.photofile.ru/photo/yras/3889162/92803429.jpg

Лампы RE134.
Это название ламп, производимых Телефункен, у других производителей (а их в Европе тогда выпускали все) лампы имеют другие названия.
Производилась в 20-х годах для первых приемников с наушниками и первыми маленькими динамиками.
Имеет микроскопическую мощность (не измерял, ибо нет смысла, три лампы в параллель не могут достойно раскачать Алтек 515 в рупоре, но Алтек 288 в рупоре - могут).
Свечение накала очень слабое, трудно различимое - „Dark Emitter“. Очень рационально расходует электрическую энергию.
Имеют особую конструкцию накала, применяемую только в те годы - Barium Evaporated Filament. Подробно - читайте спец литературу.
Коротко - на аноде есть полость с веществом барием (barium), которое при нагреве накала испаряется и помогает достичь нужной эмиссии катода.
Делалось такое ухищрение для экономии тока накала (питались-то в те годы от аккумуляторов) и питания ламп с одинаковым токо-потреблением последовательно.
Напряжение накала 4 В. Ток накала (а это, хоть и слабенькая, но выходная лампа), внимание! - 0,15 А.
Ток анода в рабочем режиме 10-15 мА.
(так - для сравнить=подумать:
половинки пальчиковых ламп серии 12А__7 потребляют для накала тоже 0,15 А, а вот токи анода имеют 1...5 мА)

Данных на эту лампу полно в Инете.
У меня эти лампы производства Телефункен (есть и других произв-ей).

http://s6.uploads.ru/R69dP.jpg

Все эти лампы имеют довольно высокое для выходных ламп внутреннее сопротивление - более 1,5 кОм и очень малую мощность.

Характер воспроизведения музыки у моих усилителей своеобразный, и, думаю, девятерым из десяти может и не понравится.
Я добивался такого воспроизведения музыки многие годы - эмоциональный, захватывающий. Слушать приятно днями и ночами подряд.
Есть и яркий недостаток - не способность системы воспроизводить рок-эн-ролл.
Наверное, в какой-то мере, достоинства и недостатки системы определяются и выходными лампами.

Я предвижу вопросы - так, какие, все ж таки, лучшее всего? Ответа на этот вопрос нет.
Поэтому напишу так - если меня отправить на необитаемый остров с одним типом выходных ламп, то я попрошу 10Y.

12

Замена "ненужных" трансформаторов

Что б как то себя избавить от аудио-вялости решил поменять два транса, которые, казалось бы, не нужны и ничего не "трансформируют".
ПОДЧЕРКИВАЮ - коэффициент трансформации у рассматриваемых трансформаторов 1:1.

По количеству изготовленных - основная область применения тран-ов "1:1" - это телефония.
Вот для пытливых умов один из инженеров из ВЕ пишет про такие тр-ы :
http://vintagewindings.com/tech swag/Western Electric - Telephone Transformers - W. L. Casper.pdf 

Рекомендую внимательно ознакомится со страницей 278. Там наглядно и понятно описано - к чему приводит разница в смене выводов вторичной обмотки входного тр-ра между сеткой и землёй.
Это один из многих примеров "забытых знаний", которые в современном аудио заменены на "шаманство".

В аглицком такие тр-ы называют часто matching (согласующие)

Начну с конца, с результата.
Пишу и слушаю - принципиально ничего не изменилось. Может, только чуть-чуть "бархата, вкусности" прибавилось, как-то "по-шершавее, по-естественнее" стало, контрабас стал по-отзывчивее, по-глубже. Но, возможно, я себя и обманываю. Магия Вестерн Электрик есть -  и провода, и железо что-то неуловимое имеют. Но и от самовнушения избавится трудно и долго. В общем, это не замена динамиков или столов, когда всё ясно.
Посему, такие действия рекомендую только тем, кто своей системой доволен полностью, и может позволить себе что-то чуть поменять.
Это "косметика", как провода.
Из системы, которая "не нравится" систему, которая "нравится" не получить, сколько трансов "1:1" не устанавливай, или меняй.

Первый транс (Т1) - это входной, стоит между картриджем и входом в усь (сеткой первой лампы). Он превращает симметричный сигнал от головки в несимметричный для входа=сетки первой лампы. Между землёй и сеткой стоит (или вторичка транса нагружена) 20 кОм.
Величина нагрузочного сопротивления подбирается на слух и может быть изменена.

Второй транс (Т2) стоит в третьем корректируемом канале, в УС1 между симметричным (по схеме "Н") регулятором громкости и симметричным выходом. Далее - входной транс UTC НА-100 в УС2 или в УС3.
Замечу попутно - между предпоследней и последней лампами стоят в моих усях: выходной тр-р (А-25) -- регулятор громкости (600:600) -- тр-тр "1:1" -- входной тр-р (НА-100).
В остальных усилителях между предпоследней и последней лампами устанавливают один межкаскадный конденсатор.

В обоих случаях менялись АDC RCA MI-11715 - на шершавом сером корпусе этикетка ADC с таблицей импедансов, на этикетке штамп RCA MI  и номер,
на WE-119E - обычный серый корпус, цифры 119Е и дата 61-й год.

Разрезанного 119Е я не видел, а фото разрезанного 111С есть - это классический тороидальный тр-р (магнитопровод в виде кольца), изобретенный Майклом Фарадеем в 1831 году.
Вот материал "Why do Audio Transformers Sound Different From Model to Model?" с сайта C. H. Preston :

фото и описание 111С и его "предка" тр-ра Фарадея

http://sh.uploads.ru/lIVKo.jpg

И ещё одно замечание по поводу "магии", "волшебства", и т.д.
В одной из работ по телефонным тр-рам я вычитал, что основным требованием для согласующих тр-ов (repeating coil) было обеспечение минимальных потерь сигнала в очень длинных проводах - "на линии". Для этого инженеры из ВЕ для таких тр-ров делали одинаковыми две вторичные обмотки (помеченные на них Line). Для знакомых с тр-ами только по чтению "форумных гур"  отмечу - сделать одинаковыми во всём (и в длине провода, и в конструкции, и в количестве получаемого магнитного потокв) две обмотки - дело очень не простое. Это влияет на звук, или что-то другое - это дело тёмное. Но ВЕ тр-сы своё характерное "звучание" имеют - это дело ясное.

Все рассматриваемые здесь трансы имеют входной-выходной импеданс  600 Ом : 600 Ом.

Оба транса. В размерах они отличаются заметно, а вот в весе - не очень. ВЕ тяжелее, но не на много.

http://s7.uploads.ru/te0X2.jpg

Несколько согласующих тр-ов :
верхний ряд, слева-направо - UTC, Baliy, ADC
нижний ряд - пара 111C и 119E

http://s9.uploads.ru/RFrCg.jpg

http://s8.uploads.ru/Ev9nk.jpg

Вот УС1 с Т2 = ADC RCA

http://s7.uploads.ru/gdL7S.jpg

Вот отдельно трансформаторы - два WE-111C и  ADC-RCA - в каждом из трех каналов после регуляторов громкости (цилиндры в нижней части фото) стоят трансы "1:1" (и "ничего не делают" ?)

http://s6.uploads.ru/ZCkny.jpg

А это после замены. На месте ADC RCA MI-11715 установлен WE 119E.

http://s7.uploads.ru/HuzWL.jpg

А это Т1 - трансформатор между головкой и входом -

трансформатор, сделанный ADC для RCA
белый транс примотанный черной изолентой - это канадский трансформатор компании BALIY 1000 Ом : 600 Ом (почти 1:1), я его тоже использовал для тех же целей - преобразование симметричного сигнала в несимметричный

http://s6.uploads.ru/BkWfC.jpg

http://s6.uploads.ru/5JW9H.jpg

ADC заменен на WE.

http://s6.uploads.ru/atjnK.jpg

13

Фото "внутренностей" УС2

1
http://s6.uploads.ru/6KWdq.jpg

2
http://s7.uploads.ru/JlSp2.jpg

3
http://s6.uploads.ru/voljA.jpg

4
http://s6.uploads.ru/Q3B9L.jpg

5
http://s7.uploads.ru/KArW6.jpg

6
http://s7.uploads.ru/rsFCK.jpg

7
http://s6.uploads.ru/gb1tc.jpg

8
http://s7.uploads.ru/Gd5sk.jpg

9
http://s6.uploads.ru/p3rN8.jpg

10
http://s6.uploads.ru/iPXFD.jpg

14

Пояснения к расположению элементов усилителя УС-3

1 вид спереди

http://se.uploads.ru/4iB8G.jpg

2 вид сзади

http://se.uploads.ru/nZ1Bq.jpg

3 вид сверху

http://se.uploads.ru/e6Ky0.jpg

4 вид с левого бока

http://se.uploads.ru/mhux7.jpg


Вы здесь » форум Виктора А Шапкина Victor A Shapkin Audio » Архив » Мои усилители. Иллюстрированная история


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно