Пьер Клеман
и одна из его первых головок
а это классическая голова изнутри
и описание 1960 года из La Revue du Son
тут много написано и показано про Клемановские изделия
форум Виктора А Шапкина Victor A Shapkin Audio |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » форум Виктора А Шапкина Victor A Shapkin Audio » Архив » материалы по Clement Schlumberger info
Пьер Клеман
и одна из его первых головок
а это классическая голова изнутри
и описание 1960 года из La Revue du Son
тут много написано и показано про Клемановские изделия
статья про стол и картридж Clement из журнала Evolution Electronique выпуск №81 за 1960 год
The article about P. Clement tables and cartridges from the magazine 'Evolution Electronique' issue # 81, 1960
авторизованный перевод сделан Д. Ханиным
authorized translation kindly made by D. Khanin
АГРОМАДНАЯ ВАМ БЛАГОДАРНОСТЬ !
A huge thanks for you, mr. Khanin!!!
перевод выполнен Д. Ханиным и немного редактирован мною в части терминологии
синим выделены мои ремарки
обзор и техданные проигрывателя Н Пьера Клемана в N 81 1960 "Evolution electronique "
Полупрофессиональный фонографический проигрыватель Пьера Клемана
и его высококачественный электро-магнитный звукосниматель
I Мотор привода
Конструкция этого стола характерна использованием синхронного мотора (старт с помошью конденсатора) "комфортабельной" (с запасом) мошности (25 Вт); это решение представляется гораздо более рациональным в конечной цели поиска стабильной скорости, чем решениие использовать маленький асинхроный мотор, с регулировкой тормозящими токами Фуко (Faucault), даже при помощи энергии заключённой в тяжёлом, хорошо спроектированном диске.
Такое решение оправдано следующим:
1) Увеличенный крутяший момент гарантирует очень быстрый старт диска среднего веса (1,5 кг).
2) Стабильность одна для всех скоростей проигрывания от одной скорости вращения мотора 1500 об/мин, которая определяется частотой сети; отпадает необходимость постоянных проверок скорости по стробоскопу.
Точность скорости врашения диска +- 4%, уровень вибрации не более 0,3% (0,5% при 16 об/мин).
Кстати, механизм с тормозом Фуко дежит постоянную скорость только при маленьких изменениях используемой нагрузки и очень маленьких вариациях крутяшего момента мотора. Случай совсем не подходящий для проигрывателя - если его диск приводится в движение асинхронным мотором со слабым крутящим моментом, работающим с проскальзыванием.
Статор мотора с 16-ти выемками с воспомогательной намоткой и бумагомасляным конденсатором для смещения фазы; благодаря этому конденсатору и сопротивлению магнитный баланс (равновесие) можно повысит до максимума.
Вес мотора (1,4 кг) более увеличенный, чем обычно используемый в подобных случаях, вбирает в себя часть вибрации, к тому же в самом начале их возникновения, что всегда предпочтительнее.
Крепление мотора 3-мя пружинами обеспечивает более низкую передачу вибрации, чем крепление через резиновые прокладки.
Выемки статора позволяют хорошо распределять потоки в разрыве магнитной цепи и обеспечивать минимальную утечку магнитного потока, что невозможно с 4-х бобинным (полюсным) мотором; нет необходимости делать магнитный экран.
Четыре скорости сделаны 4-мя уступами насадки (шпули) на ведущем валу мотора, которая динамически сбалансирована, т.е. в собранном виде в движении всё оцентровано с большой точностью.
Передача на диск осуществлена одним обрезиненным роликом, гарантирующим эффективную связь мотора и диска и поддерживающим стабильную скорость без возможности проскальзывания.
Вибрации мотора, приводяшие к рокоту, проще проходят через точки его фиксации к корпусу стола, чем через контакт с роликом; к тому же пружинная подвеска мотора не меняется от времени и не теряет своего параллельного положения к элементам привода, так как не стареет как резиновые втулки.
Приводная полоска ролика изготовлена из неопрена, установлена на его металическую основу и впоследствии отшлифована в строго цилиндричную форму, гарантируюшую хороший контакт со шпулей.
Параллельная система управления промежуточного колеса (система подвода ролика) выполнена с большой точностью, используя детали отлитые и выточенные, а не штампованные.
Сложность обмоток мотора делает трудным переключение его на разное напряжение. Мотор может работать напрямую только от сети 110-124 Вольт 50 Херц. При напряжении выше указанного можно применять автотрансформатор, или первичную обмотку трансформатора питания усилителя мошности. В другом случае есть модель стола с автотрансформатором прикреплёным к его корпусу снизу и перключателем на 110 и 220 Вольт .
II Диск проигрывателя
Диск отлит равномерным способом и не имеет приливов. Он изготовлен из алюминия диаметром 29 см. Этот металл обладает стабильность не меньше, чем чугун, но имеет преимущество перед последним - будучи немагнитным он не оказывает никакого влияния на звукосниматель с магнитом.
Подшипник диска - укреплёный узел, соединяется с диском конической (10% конус) частью и может в случае необходимости быть разъеденён с ним. При этом вал остается в своём корпусе во избежании попадания пыли в опорную часть. Вал изготовлен из специально обработанной стали, отшлифован, отполирован и опирается на шарик. Корпус подшипника изготовлен из литого чугуна - металла имеющего такой же коеффициент расширения, что и вал; таким образом в процессе эксплуатации поддерживается постоянный зазор "вал-подшипник" вне зависимости от температуры.
Синхронный мотор с большим моментом инерции контролирует среднюю и спонтанную скорость диска, и по этому может быть достаточно лёгким.
Для получения момента инерции, подобного производимому мотором, диск при небольшой скорости врашения должен иметь массу 20 кг. Но эта масса становится ненужной благодаря синхронному мотору, который аннулирует влияние на скорость вращения колебания напряжения в сети или нагрузки.
Мат диска из синтетического каучука (становится дубовым, как старый линолеум:-)) абсолютно гладкий, в отличие от часто встречаюшихся с полосками, хорошо прилипает к пластинке и не приклеен к диску, что облегчает его мойку.
III Управление механизмом
Сожалеем, но мы (с Д.Х.) посчитали, что эта часть не сильно нужна.
Всё просто и автоматизировано. Может только изящно сделано управление лифтом, которое одновременно является замком тонарма.
IV Tонарм
Обьект долгих поисков и завершающий результат долгого опыта. Расположение тонарма принципиально и неразрывно связано с разработкой самого проигрывателя. Основная часть тонарма сделана из дюралюминиевой трубки. Трубчатая форма имеет наибольшую жёсткость и наименьшую массу (П-профиль имеет гораздо меньшую жесткость на скручивание, чем трубка).
Положение трубки по отношению к звукоснимателю такое, что игла его находится на одной линии с осью трубки, являясь её продолжением - для уменьшения возбуждения резонанса скручивания, возникаюшего при боковом движении иглы. Этот резонанс, возникаюший при большом расстоянии иглы от поворотного узла при недостаточной жесткости, выражается в появлении искажений на частотах между 200 и 500 Герцами и может достигать амплитуды +- 4 дБ.
Сознательно лимитировано уменьшение инерции тонарма, чтобы расположить низкочастотный резонанс системы достаточно низко - 15 Гц.
Вертикальный подшипник (поворот вправо-влево) реализован по применяемому в часовых механизмах методу - на полированной (или воронённой) оси. Общий вес тонарма покоится на этом стержне со сферическими оконечником, опирающимся снизу на поперечную пластину. Статическое равновесие тонарма, отправляясь от этой оси, убирает все радиальные усилия и вращение становится совершенно свободным.
Движение по вертикали обеспечивается осями специальной формы, при повороте вверх-вниз эти оси функционируют как ножи весов, то есть без трения (устройство запатентовано) и также позволяют балансировать в пределах +- 5% прижимную силу иглы. Нет необходимости регулировки прижима головки - тонарм предусмотрен для исползования звукоснимателей, предварительно подобранных по весу.
Тонарм сбалансированный противовесом, а не пружиной, не передаёт вибрации проигрывателя на звукосниматель и не нуждается в идеальном выставлении проигрывателя по горизонтали. Для проверки иглы нет необходимости поднимать тонарм - звукосниматель легко снимается.
Штеккер находится внутри трубки, где расположены 4 контактные пластины, позволяющие присоединить 2-х канальный стерео звукосниматель, установленный в специальный универсальный держатель.
Профессиональный звукосниматель Л6 для долгоиграюших пластинок моно
(здесь речь идёт о звукоснимателе Л6М золотистого цвета с маленким держателем и осью = маленьким прижимом)
Тип электромагнитный с подвижным железом 4-полюсным варьированым магнитным сопротивлением (variable reluctance по англоязычной терминологии).
Выходное напряжение пропорционально скорости записи, т.е. необходима коррекция обратная той, с которой была записана пластинка.
Несмотря на уменьшение размера лопатки (иглодержатель или кантеливер) чуствительность остаётся весомой: 20 миливольт в среднем.
Разрыв магнитной цепи очень значительный относительно движения лопатки, что позволяет работать в части поляризационного поля очень равномерно; ход лопатки ограничен от максимального перемещения, что защищает от прилипания. Таким образом, появляется возможность уменьшить "запоминание крутящего момента" и, в дальнейшем, боковое усилие иглы на канавку, что позволяет снизить прижим до 2 гр в новой версии, где подвижная масса ещё больше снижена, а чуствительность осталась прежней всё благодаря адаптации 4-х полюсной магнитной цепи.
Чуствительность к внешним паразитным полям (особенно мешающая у звукоснимателей с очень низким уровнем сигнала и требующим большого усиления) была значительно снижена формой полярных деталей (магнитов): они выточены из массива и полностью окружают обмотку формируя энергичный электромагнитный экран. Лопатка (кантиливер) функционирует симметрично, что анулирует все искажения парного ряда (вторые гармоники). Тотальные искажения для максимальной амплитуды до 300 Hz менее 1%.
Иглодержатель зафиксирован с поворотной осью маленьким винтиком, достаточно его ослабить отверткой для замены использованного алмаза или сапфира.
Гибкость иглодержателя перпендикулярная пластинке, делает его нечуствительным к модуляциям в глубину и эффекту зажимания, и, также, убирает часть шумов поверхности. Контакт с пластинкой более мягкий и игла защищена от шока.
Форма головы даёт хорошую видимость иглы на пластинке. Угловая ошибка коректированна поворотом иглодержателя по отношению к оси звукоснимателя, а не изгибом тонарма.
Тонарм должен быть под углом около 4° к пластинке. Установочное расстояние 220 мм, оверхаге (заход иглы за центр пластинки) около 10-12 мм.
V Корпус
Изготовлен из стали толщиной 2,5 мм с ребрами жесткости и абсолютно стабилен, его плотность и жесткость уменьшает передачу вибрации мотора (рокота).
Проигрыватель г. Пьера Клемана, Париж, редкого на континенте специалиста фонографического воспроизведения, поставлен самим автором в ранг полу-профессиональных. Однако, это определение, исползованное здесь вполне правдиво, может быть слишком скромно в сравнении с тем, как его используют для других проигрывателей более низкого уровня… Мы (авторы статьи) настаиваем, что звукосниматель такого качества, сделанный вручную по деталям с беспрецендентной прочностью, по своим качествам входит в "профессиональные". Кстати, это стандартный и единственный звукосниматель Радио-Теле-Франсе (RTF) - весомый факт.
Ж.Д. (похоже, дирекция журнала)
от переводчика: этот небольшой проигрыватель в своё время стоил дороже, например, Гаррарда 301.
Техобслуживание проигрывателя тип Н
Смазка рекомендованная - вазелиновое масло или слегка более вязкое.
Мотор - после 100 часов работы или раз в год несколько капель в отверстие помеченное красным, после 200 часов несколько капель в отверсие снизу, предварительно открутив винт, помеченный красным.
Подшипник диска - одну каплю после 100 часов в верхнюю часть вала и после 200 часов одну каплю в нижнюю часть.
Никогда не смазываите части автостопа.
Пластинка иглодержателя помеченная красной точкой - сапфир для микрогрув (микродорожка, или Лонгплэй, или моновинил), красным и синим - алмаз для микрогрув.
Помеченная зелёным - алмаз для 78об/мин, ничем не помеченная - сапфир для 78 об/мин.
Долговечность сапфира для воспроизведения высокого качества - 15 часов. После 30 часов его исползование представляет риск для пластинки.
Долговечность алмаза в 20 раз больше.
Таблица звукоснимателей выпускавшихся под маркои Clement и после
То что называют лопаткой, пластинкой (кантиливер), возможно это деталь подвижной части звукоснимателя системы Mouving Iron.
Все звукосниматели Клеман (за исключением самых первых) построены по одной конструкции, с одинаковым количеством витков обмоток, и отличаются друг от друга только весом (под кожух приклеивались грузики), а также весом и размером подвижной части и иглодержателя.
Различия эти обозначены цветом:
красный - alu. rouge
золотой - alu. or
синий - alu. bleu
антрацит - alu. anthracite
чёрный - alu. noir
просто алюминевый - alu. incolore
Звукосниматели для проигрывателеи Пьер Клеман
Пояснения к таблице
Тип - DO-DR-DRS-H-A1
Т = Маленькая пластинка, лопатка. - Большая ось
V = большой иглодержатель для 78 об/мин.
W = маленький иглодержатель для 78 об/мин.
Х = Толстая пластинка - Большая ось
Y = Маленькая пластинка - Маленькая ось
Z = большой иглодержатель для 33 об/мин.
А - диаметр штекера 10 мм и крепёжныи винт сверху
B - диаметр штекера 8,5 мм и винт сбоку
C - для тангенциального тонарма и проигрывателя А1
*1 - с грузиком диском из латуни
*2 - с двумя квадратиками из латуни
*3 - тонарм ОРТФ с пружинным прижимом (для голов с присоединительным диаметром 8,5 мм)
Комментарии Д. Ханина :
В зависимости от размера подвижки и иглодержателя изменяется диапазон воспроизводимых частот и сила прижима иглы.
Диапазон частот голов, употреблявшихся на Радио-Теле-Франции (RTF) 20-16 кХз, они использовали головы с тяжёлыми более крепкими подвижками и исключительно сапфиры, их техники меняли каждый день для полноты гарантии хорошей работы, тогда как часто менять алмаз - это дорогое удоволствие, а проверять его состояние сложнее, чем поменять сапфир, который стоил совсем недорого (тогда).
Частотный диапазон у головок с одинаковой подвижкой и иглодержателем может отличаться, например у Л6Б он шире чем у Л6 (у меня есть одна Л7 - она, наоборот, с маленькой осью и интереснее, чем Л7Б).
Частотный диапазон головок с лёгкой подвижкой шире, а боковая гибкость больше, несмотря на такой же иглодержатель и идентичную силу прижима.
Головы с маленьким иглодержателем и подвижкой поднимают диапазон до 25 кХз.
Состояние демпфера подвижной системы головы сильно влияет на её работу.
(г-н Р. Бернард говорил что раз в 7-10 лет надо менять его, плюс усиливать магнит).
Моё (ВАШ) замечание : у моно Ортофонов демпферы подвижной системы тоже надо менять раз в 7-10 лет.
Тонармы
(надеюсь, франко-говорящие читатели помогут пересказать текст на русском, спасибо)
единственное, что я понял (и не столько из этого текста) - тонармы для картриджей Клемана выпускались с двумя установочными размерами - 220 и 250 мм
на столах Клемана стояли армы с 220 мм, на столах Шлумберже - 250 мм
(поправьте меня, знатоки французских столов)
описание картриджей
1 Инструкция к столу Schlumberger TD-200 на французском и (ура!) английском (после смерти Пьера Клемана в 1970 г. его дело было куплено компанией Schlumberger)
Schlumberger TD-200 manual
2 Картриджи П. Клемана P.Cleman Carts
3 Корректор "Н" на двух ЕF86 и двух ЕСС83 (не характерное для месье Клемана стерео устройство)
Phono preamp with two EF86 and twq ECC83 tubes - not typical of Monsieur Clément stereo unit
4 Стол и корректор на трех ЕF40 1953 год
Turntable & Phono preamp with three EF40 from 1953
Вы здесь » форум Виктора А Шапкина Victor A Shapkin Audio » Архив » материалы по Clement Schlumberger info