Слегка подправив здоровье витаминами, решил - надо что-то сделать для Аудио.
Конечно, для тех, кто "собаку съел" на изготовлении тр-ов и их применении в усях - это "детский сад", ну может - по мягше - средняя школа.
А вот для подавляющего большинства любителей лампового аудио - думаю многое прояснит и пригодится.
"Ламповый звук, магия ламп, душевность, теплота т.д. и т.п." - все эти невысоко-художественные субъективные определения описывают звучание усей, определяемое вполне конкретными объективными параметрами.
Вот тока, увы, померить можно далеко не все эти "объективные параметры", их много, и далеко не все они исследованы.
Поэтому, мы померяем хорошо всем знакомый и "замерянный до дыр" коэффициент трансформации.
А в конце решим - нужен он нам или нет, и если нужен - для чего.
Проведем измерения для выходных тр-ов.
Почему именно для выходных.
Во-первых, у подавляющего большинства аудио-любов воедино слились понятия "выходные лампы-трансформатор", т.е. они самые знакомые.
Во-вторых, при прочих равных - тр-р тем сложнее сделать, чем больше у него коэффициент транформации. А у выходных он весьма большой.
И, в-третьих, выходные тр-ры самые востребованные и, соответственно, дорогие.
1 этап. "Статические" измерения. Это измерение омического сопротивления и индуктивности обмоток. Для этого у меня есть "мыльница" VICHY DM4070.
Но у неё оказалась подсевшей батарея. А, поскольку, и то и другое измерение предусматривает пропускание каких-то токов через измеряемые объекты - то, увы - пришлось отложить до свежей батарейки.
Тем более - эти измерения не очень то и важны. Я результатами такими не пользуюсь (почти).
Точность измерения индуктивности не высокая, а сопротивление омическое обмоток - это косвенная характеристика диаметра и длины проволоки в обмотках.
2 этап. "Динамические" измерения.
Тут все серьёзнее и интереснее.
Можно и нужно определить
- "передаточное число" или, по научному - коэффициент трансформации = Ктр
- возведя Ктр в квадрат и умножив на сопротивление динамика (нагрузки) мы получим Rпер - сопротивление первичной обмотки - это анодная нагрузка на лампы
(это всё для "идеальных" тр-ов, но и для реальных тр-ов тоже ошибка не велика, поскольку измерять будем более точными прибором, нежели кентайския мыльницы)
Цель:
получить величины "сопротивления первичной обмотки переменному току"=нагрузку на лампы
Приборы:
генератор ГЗ-102
вольтметр ВЗ-55
осциллограф С1-93 - этот нужен для контроля
Объекты. Трансформаторы:
увы, "одноактных" = Single Ended = с прокладкой тр-ов среди испытуемых почти нет - старенький черный Филипс (№9) не в счет
1 снизу слева
от усилителя Heathkit W4-AМ с лампами 5881.
По моим изысканиям - это тр-р Chicago ВО-13, на корпусе выбито 51-17,138839
вот фото такого ус-ля с этикеткой Chicago на выходном трансе
2 сверху слева
Peerless - это по "внешности" (форма и цвет коробки от Пирлеса, хотя такие коробки, но крашенные в черный цвет, применяли и для тр-ов Inka).
На тр-ре есть только надпись в кружочке ALC 16
По моим изысканиям - устанавливался в усилителях АМ-1027 компании IPC (с лампами 6L6) и в их каталогах назывался РВ-2081
фото уся АМ-1027
у меня такого не было
схема АМ-1027 компании IPC
3 сверху в центре
AMC-1 из усилителя AMC-3030 с лампами EL-34
у меня такой усь был в девяностые годы
4 сверху в центре
AMC-2 из усилителя AMC-3030
на обоих АМС написано
на этикетке сверху - AMC Audiophile Component
сбоку - 29-2139 5561321800 3Н24Т
5 в середине
на тр-ре много всего написано:
Maihak Bv.Nr. 350 Typ CTV 73/2 Ausg. 3Lfd. Nr. 3340
из уся Maihak V73 с лампами EL42
фото и схема в теме "Новый проект" в первом посте
6 в центре снизу с проводами
Telefunken little
для одного динамика Telefunken Ela L8/1262 с сопротивлением 4 Ома
это согласующий тр-р - т.е. расположен между выходным тр-м "на линию"(высокоомную нагрузку) и динамиком, но его можно использовать и как выходной
7 справа снизу, рядом с прибором VICHY DM4070
Telefunken big
для 6 динамиков Telefunken Ela L8/1262 в параллель (с сопротивлением 0,67 Ом)
это согласующий тр-р - т.е. расположен между выходным тр-м "на линию"(высокоомную нагрузку) и динамиками, но его можно использовать и как выходной
надписи на тр-ре плохо читаются
9/10 0,5 Ohm
1-4 600 Ohm
1-3 ?400 Ohm
1-2 ? ? 0 Ohm
8 Telefunken bv 86.0044
для одного динамика Telefunken L 1,5-3/1273 с сопротивлением 6 Ом
это согласующий тр-р - т.е. расположен между выходным тр-м "на линию"(высокоомную нагрузку) и динамиком, но его можно использовать и как выходной
9 в центре внизу, черный
Philips ?
в каком он стоял усе я не знаю, скорее всего - в каком-то приемнике
все трансы вместе
первый ряд - АМС, Чикаго, Пирлес
второй ряд - АМС, Майхак, Телеф Биг
третий ряд -Филипс, Телеф Литл
Методика:
на первичную обмотку подаем переменное напряжение=синус с измеренной величиной 2,5 вольта
(не помню книжек умных - кажется, амплитуда будет 2,5х1,44 Вольта - не суть - нам важно отношение величин, а не абсолютное значение)
частота - 1000 Гц
к вторичной обмотке подключаем осциллограф
измеряем напряжение на первичке
измеряем напряжения на вторичках
измерения проводились два раза:
в первый раз вторичная обмотка не грузилась сопротивлениями;
во втором случае ко вторичным обмоткам припаивались соответствующие им сопротивления
Иллюстрация измерений.
Результаты.
Результаты измерений переносились в таблицу Ёксель, где и производились необходимые вычисления.
без нагрузки
это измерения "менее правильные", нужны для сравнения - чтоб видеть - насколько можно ошибиться, если измерять работу тр-ра нагруженного очень большим сопротивлением (сумма параллельно соединенных сопротивлениями осциллографа и вольтметра = "условно" 5 мегаОм или 0,5 мегаОм)
с нагрузкой
искомая величина - "сопротивление первичной обмотки переменному току"=нагрузка на лампы = R пер ср
смотрим, делаем выводы
полученные мной величины примерно таким способом (но точнее - с большим напряжением на первичке) измеряли и производители,
только указывали ближайшее целое число
точность и информативность таких измерений не вот какая великая,
ибо:
- на первичной обмотке "гуляет" не синус, а сумма бооооольшого числа гармоник - почти случайный сигнал;
- в реальных тр-ах не вся мощь с первички попадает на вторичку = существуют потери, и эти потери, увы, зависят от частоты;
- припаянные к вторичным обмоткам сопротивления имеют омическое сопротивление - не зависящее от частоты, а сопротивления катушек динамиков- это совсем другое дело - оно в большей степени индуктивное и зависит от частоты;
- амплитуда "гуляющего" по первичке сигнала превышает принятые мной 2,5х1,4 вольта, превышает кратковременно, но в 10...20 и более раз;
- токи, текущие по первичкам только "в идеале" ни на что не влияют, в жизни они очень даже влияют на способность "железа" передавать сигнал с первички на вторичку,
по сему многие дальновидные производители даже для пушпульных тр-ов указывали максимальный ток через первичку
(у пушпула, по теории, токи текут противоположно и не намагничивают железо) .
Так для чего всё это нужно ? "По простому".
Для того, что бы заранее "прикинуть"=спроектировать - с какими лампами и каким образом использовать тр-ры.
Конечно, при макетировании=моделировании ус-ля, уже с лампами и под нагрузкой, результаты будут более информативные.
Но если заранее надо, то для себя можно "поле деятельности обрисовать" - с какими лампами и в каких режимах будут трудиться каскады.
Кстати, многие тр-ры много стоят именно из-за того, что для них в каталогах уже указаны "сопротивление первичной обмотки переменному току".
И еще один немаловажный, практический вывод: большинство тр-ов тут в измерениях, и там - в продаже, это пушпульные тр-ры. Они и стоят меньше.
Но в желанном=обычном=SE="однотактном" подключении их использовать можно,
если применить схему "парафид" - ток будет течь через дополнительный анодный дроссель (сопротивление),
а тр-р подключить от анода на землю (катод) через конденсатор.