форум Виктора А Шапкина Victor A Shapkin Audio

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » форум Виктора А Шапкина Victor A Shapkin Audio » Аудио » Новый проект (часть 1)


Новый проект (часть 1)

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

Система, которая мне нравится, вцелом сформирована. Над деталями ещё работать и работать, но это уже "детали".
А время идет к пенсии, и я, выбирая себе занятия, решил начать формировать систему, которая бы отличалась от существующей, например тем, что нравилась бы и другим. Была бы более "универсальной":
- для вкусов слушаталей,
- для жанров музыки,
- для источников сигналов.
(Или, согласно советско-шаблонному выражению - нравилась бы "широким слоям прогрессивной аудио-общественности".)
Конечно, полностью "наступить" на собственные вкусы я не смогу, но, хоть немного, постараюсь. Наверное, получится некий компромисс между тем, как "хочется" и тем, как "положено".
И "пустить в дело" не использованные в существующий системе "лишние" компоненты - то же немаловажно. :-)

В процессе её формирования многое, по видимому, изменится, но начать с чего-то надо.
И я начал.

Планы.
Источник - любой.
Акустика - из доступных, с уклоном в "студийность", т.е. с преобладанием "правильности" над "вкусностью".
Усилительная часть - с преобладанием "измеряемых параметров" над "слышимыми параметрами".

Этап первый - накопление комплектующих - уже идет. Ниже - отчет по этому этапу работы.

Усилитель мощности. Или усилитель, для которого нагрузка - это динамик (и).
Пушпульный, с косвенно-накальными триодами (или тетродами включенными триодами), может это будет бустер (один каскад), если хватит "раскачки" до усилителя. Если не хватит - двухкаскадный. Мощность - думаю, Ватт 7-10 получится. В классе А такую мощность получить не просто.

Основа - усилитель Heathkit W4-AМ.
Я его уже получил.

Слева на право - выходной, силовой и дроссель.

http://sa.uploads.ru/t/7jQMU.jpg

http://sa.uploads.ru/t/J5TMV.jpg

http://sa.uploads.ru/t/dEmnN.jpg

http://sa.uploads.ru/t/JZCAV.jpg

вот фото этого ус-ля из мануала

http://s6.uploads.ru/DYkut.jpg

Выходные трансформаторы буду выбирать из: родного Chicago ВО-13 и знакомых Peerless, Triad, AMC.

Ниже его схема - "улучшенный" Вильямсон.
Вот его описание
Heathkit Schematic and Manual Archive

"Улучшать" великих всегда модно. Не знаю кого "совершенствуют" сейчас, но в 50-е годы фигура №1 был Д.Т.Н. Вильямсон.
("а не пора ли нам взяться за Вильяма, нашего Шекспира?").
Вот, кстати, можете прочитать его собственную статью
Статья Вильямсона 1949 г

У меня, конечно, будет по другому. :-)

http://sa.uploads.ru/t/GPT4m.jpg

Выходные лампы STC 4033L - английские косвенно-накальные триоды времен ВМВ.
По электрическим параметрам (внутреннее сопротивление, мощность, накальные и анодные токи и напряжения), размерам и виду - очень близки к КТ66, включенной триодом.
Очень редкая лампа.

http://sa.uploads.ru/t/BJtYG.jpg

Цоколь - 5-штырьковый "Европа", ножки расположены крестом. Применялся в Европе до и во время ВМВ.
В США тоже был цоколь 5 ножек, но располагались они по кругу, назывался UX-5.

Основа второго усилителя - Maihak V73 (он же производился и Telefunken V73).
Может будет работать предом, может усилителем после эквалайзера, может контрольным. Поделаем - узнаем.
Тоже уже получил.
Лампы - 2 входные=драйверы=усилители напряжения EF-804 и 2 выходные EL42

http://sa.uploads.ru/t/bNpeV.jpg

Открытый транс с проводочками у Майхака - это выходной ПП тр-р с 4 вторичными обмотками, на нагрузку от 4 до 64 Ом. Майхаком он распаян на 16 Ом.
Рядом с ним под 3 конденсаторами в экране - входной транс.
Над ними в черном кожухе - Пирлесс S-95-Q - примерно того же назначения, но с первичной обмоткой на 20 кОм (у Майхака 16 кОм) и вторичкой на нагрузку от 50 до 600 Ом.

http://sa.uploads.ru/t/vqJt6.jpg

http://sa.uploads.ru/t/84uDF.jpg

http://sa.uploads.ru/t/cu1oO.jpg

http://sa.uploads.ru/t/jc8nh.jpg

http://sa.uploads.ru/t/3maDd.jpg

Ниже его схема.
А вот его описание
Maihak V73

Конечно, и тут будет по другому, поскольку ни пентоды, не ОС, ни твердотельное выпрямление, не АВ-режимы я пока не жалую.

http://sa.uploads.ru/t/TB8nd.jpg

суммарный ток накала ламп = 0,17х2+0,2х2=0,74 А

2

Продолжается сбор комплектующих для Нового проекта.

Пришел блок питания для накала ламп RCA MI-9518. Данных по нему в Инете нет, судя по размеру тр-ра он потянет от 1 до 2 Ампер.
Серые пластинки - это селениумный выпрямитель -  в оригинале - selenium rectifier

http://sa.uploads.ru/t/Jb6ns.jpg
http://sa.uploads.ru/t/UZ6rV.jpg
http://sa.uploads.ru/t/Qd6mM.jpg

Прибыли и два усилителя.
Один - классический пред середины 50-х годов Mcintosh C-8, второй - микрофонный усь времен ВМВ, сделан для Канадских Королевских Военно-Воздушных Сил.

http://sa.uploads.ru/t/hpAY9.jpg

"Микрофонник" и БП изнутри

http://sa.uploads.ru/t/FpIiv.jpg

А теперь по отдельности.
Mcintosh C-8

РЕКЛАМА из журнала High-Fidelity-1954-Jan-Feb
это С108 - похоже, предок С8

http://s2.uploads.ru/v3KVM.jpg

РЕКЛАМА из журнала High-Fidelity-1955-Jan

судя по рекламе в январе 1955 года - С8 был сделан в 1954 году

http://s2.uploads.ru/pRSL3.jpg

http://s2.uploads.ru/rX9jm.jpg

немного про Мак и коррекцию
http://www.roger-russell.com/equalizers … #audiocomp

а это дорогая цветная РЕКЛАМА из журнала High-Fidelity-1957-Mar

http://s6.uploads.ru/vZwt4.jpg

http://sa.uploads.ru/t/4oVNf.jpg

http://sa.uploads.ru/t/IMgua.jpg

http://sa.uploads.ru/t/ihARJ.jpg

Вот обзор преда С-8 и соответствующего уся мощности компании Мак (чуть не написал Эппл :-)) из журнала Аудио за апрель 1955 года.
"Рекламная вода" как обычно, но историческая и "чистая" = просто описание без нынешней неприкрытой ангажированной напористости с оттенками псевдо-знаний.
Занятная была "любовь" к лампам в те годы - между звукоснимателем и акустикой стоит 11 (!) каскадов.
(В "олимпийском аудио соревновании" - кто больше поспособствует росту ламповой индустрии - в напряженной борьбе первое место завоевали инженеры от Макинтоша).

http://sa.uploads.ru/t/hiy6b.jpg

http://sa.uploads.ru/t/BrE56.jpg

Схема из сервис мануала

http://s2.uploads.ru/t/Pcmqo.jpg

Самый "регулируемый предусилитель всех времен и народов" - все мыслимые и немыслимые регулировки, которые в середине прошлого века ассоциировались с аппаратами высшего класса.
Для полного "регулировочного щастья" нет только микширования каналов и компрессора (или лимитера), их как раз начали интенсивно разрабатывать во второй половине 50-х годов - динамический диапазон сигналов стал превосходить возможности грампластинки.

В документации указаны 48 производителей пластинок, чью коррекцию может исправить компенсатор С-8 (компенсировать, откуда и название).
Есть даже "конкретная контора" РИАА. В те годы она только набирала силу, а позднее, введя стандарты на всё и вся, организовала и возглавила стагнацию всего музыкального бизнеса.

______________________________________

Отступление для тех, кто "пошел первый раз в виниловый класс"

ныне сложилась небольшая, но постоянная и упорная группа людей, которая на  всех аудио-площадках бесконечно переливают из пустого в порожнее:
как и чем корректировать,
какой фоно-корректор лучше,
какая коррекция РИАА, а какая не РИАА,
какая коррекция правильная, а какая неправильная,
для каждой пластинки свою коррекцию, или для группы пластинок,
чем отличается коррекция на 33 и на 78 оборотов,
и так десятилетиями без конца в одну кучу валят объективные результаты замеров технических характеристик и субъективные ощущения от прослушивания

Итак, уважаемые новоприбывшие в мир винила,
вместо топтания клавиатуры - изучите историю Аудио - и все эти псевдо-вопросы решатся сами собой

эти вопросы люди задавали себе и производителям давно, и их решили - с точки зрения техники
хорошо или плохо у них это получилось - с точки зрения звука - решать каждому самостоятельно

многие годы выпускались серийно предусилители, которые корректировали сигнал всех или большинства пластинок (в том числе и затертую до дыр РИАА)
их производили : Макинтош, Маранц, Грэй, Пилот, Фишер, ЕМТ, Фэйрчилд, Лик, ГЕ, Скотт, Клеман, Куад, Лафает, РСА, Роджерс, Хитрит, Филипс,  Ейко, Шервуд, ... - очень многие производители
ныне их тоже делают - например под брендом Рек-О-Кут (ничего общего не имеющий с тем РОК из 50-х годов)

рассматриваемый тут Макинтош С8 как раз из этой группы предусилителей - он корректирует ВСЕ существующие в мире пластинки
при этом бессмысленно обсуждать субъективное восприятие коррекции - оно у каждого своё
(кстати, о субъективном - комната+акустика корректируют не меньше фоно-корректоров)
и я даже не хочу говорить, что это самый (хороший-плохой, чисто-звучащий, грязно-звучащий, естественно-искусственно и пр) пред с точки зрения музыки - моя коррекция мне гораздо милее, чем комната с Макинтошами, Фишерами, ..., и прочими Маранцами и Скоттами
я говорю о технической=объективной стороне - она решена давным давно

и ниже на двух листах приведена таблица - для какой пластинки поставить переключатели, что бы получить "правильную" по АЧХ коррекцию

для слабо владеющих аглицким:
Turnover - это "поворот" или "перелом" кривой коррекции в области нижних частот (в Герцах), для справки - для РИАА это 500 Гц
(субъективно определяет "бас", "насыщенность", "гулкость", "плотность" звука)
Roll Of - "спад" или "завал" высоких часто в децибеллах - тут он приведен для частоты 10 кГц, для справки - для РИАА это -13 дБ
(субъективно определяет "высокие", "прозрачность", "резкость", "воздушность" звука)

надеюсь, я эту тему закрыл
Итак - вывод:
если вы хотите иметь корректор, который корректирует ВСЕ пластинки - выбирайте из списка или делайте сами
если вы хотите иметь корректор, который лучше всех "звучит за свои деньги" - это вопрос из разряда "сущность бытия" или "бесконечность вселенной", и этот вопрос не ко мне
______________________________________

http://s8.uploads.ru/hAF2b.jpg

http://s9.uploads.ru/Kz9S1.jpg

а это та же коррекция пластинок  для С-108 из 1954 года

http://s3.uploads.ru/N7YPe.jpg

приведу ещё одну страницу из журнала High-Fidelity-1954-Nov
ибо коррекция - это волнительный вопрос для современных музыко-любов
(если хотите узнать про коррекцию серьёзнее - читайте Оливера Рида с 34-ой страницы)

тут грубо, но просто показано:
для каких пластинок какую применять коррекцию
(а как применять  - это дело каждого)

http://s7.uploads.ru/6B4kg.jpg

вернёмся к Макинтошу
Для меня в С8 плюс - это компактный набор переключателей, конденсаторов и сопротивлений в экранированном и прочном корпусе.
Все остальное - минусы - коррекция обратной связью (частично), лампы с гигантским внутренним сопротивлением и анодными микро-токами, катодные повторители.

Микрофонный усь для Королевских Канадских Военно-Воздушных Сил (RCAF).
В обзорах он, естественно, не маячил, но схема есть.
Микрофоном я пока не пользуюсь и планирую на его базе сделать корректор.
Качество проектирования и изготовления этого усилителя потрясает:
- все компоненты, за исключением ламп и тр-ов, расположены в экранированном корпусе, который, в свою очередь, расположен во втором экранированном корпусе - двойное экранирование;
- все конденсаторы и спротивления либо прикреплены винтами, либо припаяны так жестко, что бы исключить колебания;
- усь установлен на вибро-опорах;
- аккумуляторное питание накалов ламп;
- лампы сделаны на заказ для микрофонных усилителей RCAF.
Недостатки: ламповые панели не подпружинены. В микрофонниках первая ламповая панель обычно крепится на шасси через резиновые прокладки или, реже, пружинки.
(Например, в том же С-8, плата со всеми тремя лампами крепится на основное шасси через резинки, но, в отличие от армейских, бытовые резинки затвердели и требуют замены)
Тр-ры, не смотря на шикарное исполнение, маленькие (как А-серия у ЮТиСи), и, подозреваю - не будут передавать весь музыкальный диапазон, скорее - только голосовой.
Если повезет, то тр-ры должны быть на особых сердечниках из сильно магнито-проницаемых сплавов, которые стали производить как раз незадолго до войны. В оригинале, кажется, сплав назывался Hi-perm-alloy. В моем переводе - сплав с высоким постоянством (наверное, свойств, или способности меньшим объемом передавать тот же магнитный поток).
Регулятор уровня сигнала - переменное сопротивление - обычный бытовой переменник на 250 кОм.
__________________
В то время и в той организации было не до музыки,
это про них песня времен ВМВ:
"Мы летим, ковыляя во мгле,
плоскостями прижавшись к Земле.
Бак пробит, хвост горит,
но машина - летит
на честном слове и на одном крыле"

Кадры в клипе по первой ссылке из фильма "Мемфисская красавица" Memphis Belle.
В оригинале -
"но машина летит
на молитве и на крыле"
__________________

http://sa.uploads.ru/t/P2qol.jpg

http://sa.uploads.ru/t/V6TE1.jpg

http://sa.uploads.ru/t/Lwtos.jpg

http://sa.uploads.ru/t/wksem.jpg

http://s8.uploads.ru/t/T8Uk1.jpg

Вид снизу. Для тех, кто ищет опоры для крепления моторов к столам.

http://sa.uploads.ru/t/qPSBi.jpg

Четыре опоры в точности такие же, как на американских столах Rek O Kut, Gates, Russco, QRK, Collins. Только на ощупь - помягче.
На них написано: Lord mfg. co. Erie PA
Lord - это название компании,  Erie PA - город и штат, где была расположена компания.

3

Виктор,извините,что вперёд батьки...
интересно какую акустику планируете?

4

Планирую закрытую коробку с дырками - фазоинвертор или бас-рефлекс. Насверлить в ней дырок и послушать. Если будет мало - сверлить ещё, если будет много - заткнуть лишние.
Причины выбора такие: рупоры и щиты я уже пробовал и имею; места под большую акустику нет.
Динамик Изофон Оркестр :

http://sa.uploads.ru/t/2dMR1.jpg

http://sa.uploads.ru/t/gZUtD.jpg

http://sa.uploads.ru/t/FJopR.jpg

http://sa.uploads.ru/t/lDaxL.jpg

Послушаем, подумаем. Внешне этот динамик не впечатляет, отдает ширпотребом - штампованная корзина и подково-образный магнит.
Возможно сделаю для него рекомендованную Изофоном коробку (из их документации 63 года)

http://sa.uploads.ru/t/WACbn.jpg

динамик этот в диаметре ~ 30 см, как пластинка, по американской классификации - 12"= 12 дюймов
с маленьким=высокочастотным помощником
производитель считал, что такое сочетание позволит воспроизводить музыку хорошо (весь диапазон)

я не так оптимистично настроен, и решил в помощь этому динамику попробовать еще и 8" динамик
но он пока в пути

5

Компоненты Новой системы, которые у меня в папке Мелочевка

конденсаторы электролиты основных производителей

http://sh.uploads.ru/t/6qUB7.jpg

еще одна партия электролитов

http://sg.uploads.ru/t/IUeL0.jpg

студийные провода и разъемы - Ньютрики (Лихтенштайн) и Свитчкрафты (США)

http://sh.uploads.ru/t/W04Ad.jpg

многопрофильный разъем (США, производитель не написан, но кажется, в те времена, это Cannon) и для сигналов и для питания

http://sh.uploads.ru/t/SZLNb.jpg

http://sg.uploads.ru/t/lYHD9.jpg

http://sg.uploads.ru/t/BLZe2.jpg

верхние три тр-ра - для питания слаботочных устройств=не усилителей мощности
и кенотроны для них
слева - два черных Филипса с EZ-80, справа серый Телефункен Ela Bv 8041 с EZ-11
в нижнем ряду для контраста - звуковые тр-ры:
слева - Телефункен 600/300/150 : 0,5, справа - ВЕ-111с 600/150 : 600/150

http://sg.uploads.ru/t/EMtPp.jpg

лампы
нижний ряд:
без коробок 4 EF-95 и 4 12AX7, с коробками 4 6SJ7 и 2 5693
верхний ряд:
с коробками - 4 6AK6 и 1 6072

щас не будем говорить на тему - почему из всех компонентов аудио-систем, именно лампы вызывают самый "жгучий=горячий" интерес ?

вопрос  - "почему именно эти лампы?"
ответ - часть из них используется в купленных для Новой системы аппаратах,
другую часть я подбирал по ВАХ,
опыта прослушивания всех этих ламп у меня нет

http://sh.uploads.ru/t/AS325.jpg

два тр-ра с зазорами Philips и нагрузочный дроссель INCA
все планирую использовать как анодную нагрузку в парафидных каскадах

http://sg.uploads.ru/t/jnB2D.jpg

выходной тр-р Triad S-31A, межкаскадный тр-р UTC A-18 (черный) и два тр-ра UTC для деления и суммирования сигналов - A-43 и LS-31X

http://sg.uploads.ru/t/qm3ec.jpg

6

прибор для измерения сигналов

в оригинале называется 752В volume indicator
перевести можно - индикатор величины, индикатор уровня

я не сильно знаком с терминологией русско-язычных студийных труженников,
поэтому, предполагаю, что такие приборы они называют "индикаторы уровня" или "вольюм-метры"

раньше, во времена моей далекой молодости, примитивные копии таких приборов стояли в каждом магнитофоне

с момента появления и до наших дней volume indicator - самые распространенные студийные оценщики уровней сигналов

последние лет тридцать они вытеснялись световыми индикаторами уровня - столбик из свето-диодов
последние менее инерционные=быстрее реагируют на изменение сигнала, стоят несравнимо дешевше
но визуально менее пригодны - положение стрелки легче запоминается, чем свет от огоньков
по сему (и по наблюдениям за еБэем) - часть студийных труженников любят "стрелку" (Северная Америка), а часть - "огоньки" (Европа)   
если вы увидите в кино или жизни студийные стрелочные индикаторы - все они "потомки" этого прибора

вот он справа от вольтметра переменного тока В3-55

http://sh.uploads.ru/t/4aOpg.jpg

у volume indicator, в отличии от большинства вольтметров, нет питания, он пассивный

хотя по сути - это вольтметр переменного тока, шкала которого градуирована в дециБеллах,
эту роль в volume indicator, играет черный бакелитовый стрелочный прибор, "в начале славных дел" производили их компании Триплетт и Симплекс,
внутри там два диода и конструкция а-ля прецизионный эл микро-мотор - переменный ток проходит через катушку и магнитное поле отклоняет ротор со стрелкой - что мы и видим
все остальное в этом приборе - это "внешняя обвязка" - для "правильной"=нужной подачи переменного тока на Триплетт, так сказать, "нужного размера"

его можно использовать как вольтметр переменного тока, только нужно помнить, что входное сопротивление вольтметра ~ мега Омы (что б он минимально вмешивался в измеряемый прибор - и точнее измерял), а  у индикатора - ~8 кило Ом или 600 Ом

или
"по простому=на пальцах=без формул" - подключить параллельно акустическим или линейным=низкоомным=студийным=неаудиофильским межблочным проводам его можно, а, например, параллельно межблочным аудиофильским или между сеткой и землей - не советую,
или,
вольтметр точнее - отбирает от измеряемого сигнала много меньшую часть, по сему меньше влияет на измеряемый процесс и требует усиления этого отбираемого микросигнальчика.
индикатор отбирает большую часть сигнала, больше влияет на этот сигнал, а в варианте подключения "600 Ом" - он конечный приемник сигнала.

из фото видно, что у вольтметра (у большинства вольтметров) шкала охватывает 17 дБ, а у индикатора - 23 дБ - такой диапазон измерений большая редкость.
Поэтому индикатором удобнее измерять последствия изменения амплитуды сигнала с частотой - измерять АЧХ девайсов или настраивать "кривую фоно коррекции".

Это одна из причин, по которой я давно искал такой прибор.
Вторая причина - это самый много-тиражный вольюм-метр, и именно ими пользовались в 50-е годы (и до наших дней) для:
- измерений амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) аппаратуры,
- для контроля уровня сигналов при записи и воспроизведении.

поэтому, если где-то в инете вы увидите АЧХ какого-то классического девайса, то с вероятностью 90%, его измеряли подобным прибором

вот его внутренности
сделан индикатор эталонно-качественно :
- все компоненты имеют вид - как в момент изготовления,
- крепление и спайка компонентов не подвержена временной эрозии

все перечисленное - это верный признак компании Вестерн Электрик - они не только делали всё "впервые", они делали всё "навсегда"

http://sh.uploads.ru/t/CGF65.jpg

последний раз прибор калибровали 23 июня 1975 года - ровно 40 лет назад !
придется калибровать самому - хотя для измерения относительных величин (десятых долей Белла) - это и не важно
в мануале написано как это делать и необходимые для этого приборы у меня есть
(генератор и два более свежих, "условно правильных", вольтметра)

http://sg.uploads.ru/t/OfEuK.jpg

http://sg.uploads.ru/t/LtoEx.jpg

http://sg.uploads.ru/t/3LVX9.jpg

http://sh.uploads.ru/t/AEGg9.jpg

http://sh.uploads.ru/t/tWvkL.jpg

http://sg.uploads.ru/t/3BoX9.jpg

а это его описание (мануал)

http://sg.uploads.ru/t/WGAfX.jpg

http://sg.uploads.ru/t/MBf2j.jpg

http://sg.uploads.ru/t/6f2KF.jpg

http://sg.uploads.ru/t/HNUhp.jpg

http://sh.uploads.ru/t/Lwak1.jpg

http://sg.uploads.ru/t/q4C2a.jpg

http://sg.uploads.ru/t/YnVAN.jpg

http://sh.uploads.ru/t/AEyVJ.jpg

http://sg.uploads.ru/t/xaCo3.jpg

http://sg.uploads.ru/t/Ha1kF.jpg

http://sg.uploads.ru/t/7CzyR.jpg

http://sh.uploads.ru/t/Waqv6.jpg

http://sg.uploads.ru/t/0QfCs.jpg

http://sh.uploads.ru/t/FHGoR.jpg

http://sg.uploads.ru/t/WejN2.jpg

http://sh.uploads.ru/t/ZouOx.jpg

7

Выкладываю фото-отчет о работе над Новой системой

Усилителей мощности пока два - Большой и Малый

1. Большой усилитель мощности

сделан на базе Хиткита (Heathkit), его фото в "заводском виде" представлены в начале темы

вот фото этого уся изнутри перед разборкой

http://s6.uploads.ru/t/LYerC.jpg

резисторы AB=Allen Bradley (эти резисторы ставились практически во всю аппаратуру в 50-е годы), конденсаторы - Pyramid серии imp

http://s7.uploads.ru/t/DIXfC.jpg

а вот начало формирования моего усилителя на базе шасси и компонентов 50-х годов

http://s3.uploads.ru/t/tlKmZ.jpg

это момент испытаний блока питания накала - я использовал немецкий блок питания 80-х годов на 12 вольт и 1,5 ампера
при последовательном включении лампы потребляют 1,4 ампера
поскольку блок питания 30 лет лежал без дела, испытания его я проводил на меньших токах (две лампы 6Н7) - 0,9 ампера

http://s7.uploads.ru/t/Gnts1.jpg

момент испытаний синусом

http://s2.uploads.ru/t/6CdxE.jpg

сначала я поставил входной транс Триад, и только потом вспомнил - он же имеет одну вторичную обмотку  :dontknow: , а усь задумывался как Пушпульный

http://s7.uploads.ru/t/MYnJu.jpg

вот внутрений вид моего Большого уся

http://s7.uploads.ru/t/uVILZ.jpg

наружный вид
это типичный "бустер" - усилитель с одним пушпульным каскадом на лампах 4033 = входной транс UTC НА-101 - лампы - выходной транс UTC LS-52
силовой транс Хиткита питает только аноды ламп, выпрямление кенотроном 5Ц4С,
накал ламп 4033 питается от отдельного блока (он на фото между понижающим тр-ом и самим усилителем)
слева большой и черный - это понижающий транс с 220 до 110 вольт,
перед ним две белые розетки на 110 Вольт с надписями - что б не перепутать

http://s3.uploads.ru/t/ZN23o.jpg

8

на всякий случай я сделал и второй "малый" усилитель мощности

сделан на базе Майхака и то же по схеме "бустера" - входной транс Майхак - параллельный пушпул на лампах 6АК6 в триодном включении (близки по параметрам к родным EL42) - выходной транс Peerless S-95

http://s3.uploads.ru/t/6wdZX.jpg

испытания синусом

http://s7.uploads.ru/t/I4wso.jpg

http://s3.uploads.ru/t/tiQMH.jpg

вид сверху на испытуемого

слева - кенотрон EZ80, транс Филипс для питания анодов
родной силовой транс Майхак питал только 2 выходные лампы в режиме АВ и, посему, 4 лампы в режиме А не потянул
на шасси - дроссель (его не видно - он под силовым трансом), силовой транс Майхак для питания накалов 4 ламп 6АК6, сами лампы, входной транс Майхак и кондёры катода
ниже, рядом с шасси - кондеры и резисторы питание анодов и черный выходной транс Пирлесс
родной выходной Майхак, увы, не подошел - его нагрузки на лампы = сопротивление первичной обмотки оказалось мало (по замерам от 8 до 9 кОм), и главное - его расположение на шасси давало очень высокий фон переменного тока - головная боль у усилителей с питанием накала переменным током
после его выноса с шасси фон пропал, но нагрузки 8-9 кОм не хватило - сигнал "упирался" в ограничение по мощности, поэтому поменял на Пирлесс (20 кОм нагрузки на лампы) - увы, чисто техническая замена

http://s7.uploads.ru/t/VJXx3.jpg

для справки
EL42 - пальчиковые 8 штырьковые лампы
6АК6 - пальчиковые 7 штырьковые лампы
и искать для них панельки - дело непростое
и та и другая лампы - выходные маломощные пентоды со сходными электрическими параметрами
для 6АК6 есть ВАХ кривые в режиме триода, для EL42 - нет, поэтому я и выбрал 6АК6

9

некоторые этапы работы с предом - Макинтошем С-8
сказать, что это сложный прибор - это ничего не сказать

в отличие от усей мощности, предварительный усилитель - это и бессонные ночи, и повышение давления, и бесконечная нервотрёпка с фоном, и ещё много чего интересного
малые сигналы - это всегда большие проблемы

вот родной мануал на С-8 до номера 10600
у моего номер 6813
питание накала у первых С8 переменным током - я не стал пробовать - фонит или нет и сразу сделал питание накала постоянным током

http://s7.uploads.ru/t/M9PHL.jpg

http://s2.uploads.ru/t/7wisM.jpg

http://s2.uploads.ru/t/FZg79.jpg

http://s2.uploads.ru/t/cNahf.jpg

http://s2.uploads.ru/t/VJ85F.jpg

http://s6.uploads.ru/t/bkqsJ.jpg

http://s7.uploads.ru/t/7qBKd.jpg

http://s3.uploads.ru/t/afGgJ.jpg

http://s6.uploads.ru/t/bPdKO.jpg

http://s3.uploads.ru/t/VqfA1.jpg

http://s7.uploads.ru/t/c2IvT.jpg

http://s6.uploads.ru/t/ZpeGI.jpg

вот родной мануал на С-8 начиная с номера 10600
тут уже питание накалов выпрямленным током - можно предположить , что фон он переменного тока в накале первых ламп имел место быть
у моего номер 6813 и схема как та, что я привел выше - кому интересно - можете сравнить схемы

http://s6.uploads.ru/t/zyp4J.jpg

http://s3.uploads.ru/t/Cvzfs.jpg

http://s7.uploads.ru/t/IKrLz.jpg

http://s2.uploads.ru/t/VJfTg.jpg

http://s7.uploads.ru/t/TIygW.jpg

http://s3.uploads.ru/t/2wSAe.jpg

http://s6.uploads.ru/t/tVIjg.jpg

http://s2.uploads.ru/t/3wblq.jpg

Ниже на фото силовой транс Ela Bv 8041 (может Телефункен, а может - и Майхак) с экранирующим кожухом от немецкого студийного усилителя
Параметры этого транса:
2х280 Вольт - 0,032 милиАмпера
6,3               - 1,55
6,3               - 0,85
24                - 0,1

Это для питания анодов Мака.
(позже выяснилось - и для питания накала тоже) 

Входной транс от этого немецкого студийного усилителя я тоже поставил в Мак.
Перед ним бумажка с параметрами.
Экранирующий кожух мне не понадобился - силовой транс будет далеко от преда
при испытаниях силовой транс находился в полуметре от открытого Мака - влияния нет

http://s3.uploads.ru/t/acHmf.jpg

это его окончательный вид - в процессе работы было не до фото - очень тяжелая была работа

- у Мака я убрал третий каскад (см схемы Мака),
- добавил еще один выходной каскад (параллельно к существующему катодному фолловеру=повторителю) на лампе 6SJ7 триодом (очень похожие характеристики на любимые мной 6Н8С, а собственный шум меньше)
каскад построен по парафидной схеме = лампа нагружена резистором 28 кОм + к аноду подключен выходной транс Триад HS-60, второй конец его первичной обмотки через кондёр 1 мкФ соединен с землей
- из пяти входов два сделаны с входными трансами
- у всех входов убраны входные переменные сопротивления="крутилки"
Макинтошевцы не могли без них обойтись - они делали пред для ВСЕХ возможных источников, и какой уровень сигнала был у существующих и будет у будущих источников? вот они и подстраховались
при большом сигнале усь начнет "подхрюкивать"=перегрузка первой лампы - тут подкрутил переменник=уменьшил сигнал на входе - и всё тип-топ
у фоно-входов эти крутили регулировали нагрузку на головки=звукосниматели - в те годы то ли уши, то ли мозги были другие - и инженеры и слушатели понимали - на разные головки нужны разные нагрузки,  это и производители не скрывали
(щас всё едино - 47 килоОм)

и еще :
- регулировка тембров сделана отключаемой - оказалось - пустая трата времени - наличие или отключение тембра-регулирования на звук никак не влияет,
- определяющие провода - для слабо-сигнальных первых каскадов, заключены в экраны или заменены на экранизированные
- установлены новые фетровые вибро-опоры лампового суб-шасси, ибо старые за более полу-века высохли и развалились
- режимы работы ламп сделаны с немного увеличенными токами и смещениями - лучшая нагрузочная способность
- немного - со 100 кОм до 75 кОм уменьшено выходное сопротивление "родного" выхода
- катодные резисторы 2-го, 4-го и моего каскадов шунтированы (запараллелены) парой конденсаторов - электролит Блэк Гейт серии F и не-электролит К42 и К76
- сделаны нешумящие питания анодов и накалов постоянным током на базе накального блока питания RCA (фото выше в начале темы)
и долгая долгая борьба с фоном

http://s7.uploads.ru/t/6Hdrx.jpg

http://s2.uploads.ru/t/MQWev.jpg

дополнительный переключатель на передней панели для отключения тембро-блока

http://s2.uploads.ru/t/tsEk2.jpg

http://s7.uploads.ru/t/u6bqh.jpg

в корпусе "ламповой ниши" и в корпусе самого преда насверлены отверстия для охлаждения ламп
12AX7 - одна из самых распространенных ламп в истории аудио, в продаже их полным-полно, хотя цены не всегда радуют, посему лампы желательно беречь=не перегревать
и не удивительно - в 50-е годы первый каскад был на 12AX7 у 80% изделий - правда, в основном "бытовых"
некоторые производители аппаратуры заказывали эти лампы в таком количестве и таком качестве, что производители ламп маркировали их брендами заказчика - поэтому есть лампы 12AX7 с надписями Ампекс, Фишер и тд
студийцы предпочитали проверенные октальные пентоды 6J7 и 6SJ7
ну а в гитарных усях 12AX7 - обязательный элемент

http://s7.uploads.ru/t/Q14Fh.jpg

моменты электрических испытаний синусом
с лева в углу - пальчиковый 7-штырьковый кенотрон 6Ц4П
максимальный неискаженный сигнал у моего С8 :  с трансформаторного выхода 4 вольта на резисторе 600 ом, с катодного родного выхода 1,5 вольта на резисторе 300 кОм
родной регулятор громкости при этом находится в положении между 2 и 3 "часами"
сигналы измерялись милливольтметром В3-55

http://s6.uploads.ru/t/Lk1j3.jpg

http://s3.uploads.ru/t/e8CWT.jpg

еще одно фото "внутренностей" моего Мака

две верхние черные винтовые колодки - для входов, входные сопротивления установлены на эти колодки и могут оперативно меняться
так сделано, поскольку по аудио-опыту известно - как сильно влияет на звук величина входного сопротивления (нагрузки на головку или другой источник сигнала)
средняя колодка - для анодного и накального питания, нижняя - для трансформаторного выхода, рядом с ней - выходной разъем для родного маковского выхода

две первые лампы одеты в соединенные с шасси кожухи - лампы 12АХ7 имеют гигантский для триодов коэфф усиления - 100, поэтому реагируют на всё
у этой лампы есть советский "электрический" аналог - 6Н2П (я их использовал в начале 90-х), но по размеру, форме и расположению элементов внутри баллона они отличаются весьма заметно

электрически лучшие параметры - наименьший фон и наименьший собственный шум ламп - показали следующие лампы - первая Бримар, вторая Вестингауз, третья - Бримар
изменение последовательности установки ламп ухудшает электрические параметры, почему - не знаю
знаменитый Телефункен и незнаменитый GE пока уступили и отложены в сторону до этапа прослушивания = аудио-испытаний
      на этапе прослушивания установлено - на первом месте и Бримар и Телефункен не различимы

http://s6.uploads.ru/t/MWAFi.jpg

это блоки питания - анодный блок на кенотроне 6Ц4П, за ним - накальный блок
за ними понижающий транс=большой и черный, ибо накальный блок питания произведен в США и требует 110 вольт
для уменьшения фона лампы питаются постоянным током с напряжением 5,5 вольт вместо 6,3

http://s7.uploads.ru/t/d7E5N.jpg

http://s3.uploads.ru/t/THFKW.jpg

и еще несколько фото для иллюстрации монтажа и применяемых компонентов моего Мака

1
видны выходные лампы 6SJ7 (чёрная) и последняя 12AX7 (блестящая), выходной серый транс Триад под 6SJ7, рядом - большой черный прикрученный шурупами и проволокой - это кондёр выходного каскада Sprague Vitamin Q

http://s3.uploads.ru/t/VDwlc.jpg

2
американские и китайский кондёры с красными советскими сопротивлениями - это часть анодного питания, другая часть находится на отдельном деревянном шасси = вместе с кенотроном и трансформатором
- у меня убран один (третий) каскад (это меньше 1 милАмпера тока) и добавлен мой каскад на 6SJ7 (а это примерно 5-7 милАмпер тока, не помню) - поэтому питание и пришлось "перестраивать" - мой С8 потребляет в двое больше тока, нежели родной
с помощью этих элементов получена полная развязка питания (отсутствие взаимного влияния каскадов) и установлены анодные напряжения как на приведенных схемах Мака с отличием в пределах 10%

http://s6.uploads.ru/t/XZH1N.jpg

3
слева серый - это выходной транс Триад, по середине "чистый" серый - это входной транс Триад, справа "грязный" серый - это входной транс Телефункен

http://s7.uploads.ru/t/62gsv.jpg

4
Обратите внимание на "крутилки"=переменные сопротивления для регулирования громкости и тембров
Эдесь=на первых вариантах С8 они большего размера и немного другой формы, чем на более поздних С8
Эти крутили не "хрустят" при работе
звук хр-хр при работе =результат ухудшающегося со временем контакта движка, болезнь эта массовая - для лечения её продают специальные спреи
про более поздние "крутилки"=переменные сопротивления - не знаю, не пробовал, но с такой болезнью переменников за копейки встречался и не раз

http://s6.uploads.ru/t/OlewZ.jpg

5
слева над фанерной крышкой закрывающей много-вольтовое анодное питание от "вдруг что-то случится" находится планка с разъемом "джек" - это родной выход с катода последнего каскада =катодного фолловера
(в нашей литературе - "повторителя", хотя он ничего не "повторяет" - это из серии тех же анекдотов от переводчиков, что и двух- и одно-тактные усилители)
эти разъёмы у нас в стране люди зовут "разъем для наушников",
на родине он чаще всего называется - 1/4" Jack
это телефонный разъем, изобретенный Белловцами вместе с телефоннными станциями еще в конце 19 века

http://s6.uploads.ru/t/Zd0an.jpg

6
ручка - для удобства установки и вынимания преда из "постоянного места жительства"

http://s7.uploads.ru/t/SCFRu.jpg

10

это моменты испытаний большого уся мощности совместно с двух-канальным блоком регулирования громкости
с выходного транса Мака я снял два одинаковых сигнала (у выходного транса две одинаковые вторичные обмотки с импедансами 300 Ом)
и послал их на за-параллеленные (что б получить нагрузку 300 Ом) Дэвеновские шаговые регуляторы громкости - один с грубой регулировкой 10 дБ, другой - с мягкой - 1,5 дБ - всего 4 штуки - по паре на канал
поскольку заранее не известно - какой из усей мощности с какими динамиками потребует какого входного сигнала
после регуляторов громкости поставил любимые трансы Вестерн 111с - электрически это бесполезно (трансы 1:1 ничего не делают), но опыт показал - они делают музыку приятнее

1
http://s7.uploads.ru/t/0rvw5.jpg

2
http://s3.uploads.ru/t/Fy0K7.jpg

3
http://s3.uploads.ru/t/FmSah.jpg

это мой Мак и блок регулирования громкости на планируемом постоянном месте "жительства" - в тумбах письменного стола

в ручки Мака вставлены винты - что бы регулировать на ощупь

http://s6.uploads.ru/t/dVP82.jpg

http://s2.uploads.ru/t/l47b2.jpg

11

Система играет = лето не потрачено впустую

http://s7.uploads.ru/t/TYvd7.jpg

это входы, выходы и питания преда

http://s3.uploads.ru/t/yqb24.jpg

3 сверху-вниз - пред, регулятор громкости для двух каналов
пока не используется, ибо 2-ой усь на 4-х 6АК6 лампах годится только для посылания сигнала на линию - для акустики его мощности, увы, не хватает
может быть попробую его для наушников
самый нижний - анодный блок питания для Мака
в первом месте его расположения- в стойке над колонкой - он из-за длинных проводов давал фон
в нынешнем месте и с экранированием проводов шлангом от душа
фона в системе нет - я слушаю на расстоянии менее метра, если сижу, и на расстоянии 2 метров, если лежу

http://s2.uploads.ru/t/YoCry.jpg

это стойка "прописалась" на колонке для экономии места
снизу - основной усь мощности, за ним транс для 110 вольт (увы, он очень низкого качеста иногда немного гудит)
выше - второй усь мощности, увы акустику не потянул
и выше всех - накальный блок питания преда

http://s2.uploads.ru/t/ueWDQ.jpg

это фото я делал стоя на том месте, на котором обычно сижу (сидя верх системы не видно)
перед стойкой на рупоре - понижающие трансы, которые я пробовал для подключения маленькой колонки
после сравнения, я остановился на РСА трансе, он стоит на маленькой колонке

http://s6.uploads.ru/t/CGVFs.jpg

по причинам далеким от аудио новую акустику я не смог сделать

в качестве основной акустической системы взял свой первый рупор

в нем стоит Изофон Оркестр с разделительным конденсатором для твиттера 3 мкФ
это динамик подключен к 8 Омовому выходу выходного тр-ра
раньше в этом рупоре жил Гудманс
сравнение, увы, не в пользу Изофона 
Гудманс не все-частотный динамик, но в своей области он гораздо приятнее=теплее=естественнее и Изофона и Клангфильма=Зименса 405

http://s2.uploads.ru/t/evB25.jpg
http://s6.uploads.ru/t/nUJWf.jpg
http://s6.uploads.ru/t/CoSTf.jpg

в дополнение к рупору с Изофоном я за день на кухне сделал ящик для небольшого динамика Виго (200 мм диаметр мембраны)

http://s6.uploads.ru/t/QxR5S.jpg
http://s6.uploads.ru/t/wpGIv.jpg
http://s3.uploads.ru/t/BL04z.jpg

этот динамик добавляет "бархата", "тепла" в музыку
динамик подключен к 500 Омовому выходу выходного тр-ра через понижающий тр-р РСА

источник - файрвайрный интерфейс Apogee Duet
с программами Аудирвана для образов и айТьюнс для компрессированных файлов
и старое доброе кино смотреть стало смотреть значительно приятнее

"звучание" системы конечно не сопоставимо с основной
по многим причинам
но для скрашивания постоянного сидения и лежания около компьютера - вполне сойдет
очень пригодились регулировки преда - звучание с компьютера не сопоставимо с пластинками - это одновременно удобный и убогий источник сигнала
источником музыки его назвать - у меня пальцы на клавиатуре не поворачиваются
и что б хоть как-то скрасить цифровую едкость и горечь - многочисленные регулировки Мака плюс обилие тр-ов на пути сигнала - самое то
я результатом доволен - если кратко
получил то, что хотел - сделал приятными работу за компьютером и просмотр фильмов холодными зимними вечерами

12

Виктор, добрый день
можно чуть отвлеченный коментарий?
Вы как-то писали типа что-то "добро пожаловать англоговорящие товарищи".
Мне кажется (сугубо имхо), если бы Вы оформили Вашу модификацию маккинтоша как отдельный проект, да еще и на англицком, это было бы круто. Я сам пару раз давал на ленкохевене ссылки на вывешенные Вами мануалы к некоторым аудиокомпонентам и, сдается мне, что к Вашей модификации мака С8 был бы интерес. Да и мне, если честно, было бы интересно тоже. К сожалению, из-за моего не очень высокого уровня (скажем прямо, низкого), я так и не разобрался, к чему были все эти изменения. Ну с резисторами в колодке понятно, с питанием вопрос надо было решать, тоже понятно. А к чему убран третий каскад? и как это сделано? было бы интересно услышать чуть более развернутое объяснение
Спасибо.

13

Согласен, тока времени и сил пока нет для перевода на английский.
И - немаловажно - я свои сообщения пишу, читаю и редактирую много раз - чтоб оптимально донести и информационную, и эмоциональную составляющие сообщений.
Делать это на двух языках - сложновато.

"к чему были все эти изменения"
"интересно услышать чуть более развернутое объяснение"
Все компоненты и системы вцелом я делаю исходя из собственных представлений об аудио.
Можно это назвать "заморочками", "капризами", "предпочтениями".
Думаю у всех, кто что-то делает сам, есть такие "предпочтения".
Некоторые из моих "представлений" подтверждены практикой прослушивания (таких большинство), некоторые - нет.
Эта вторая система, и, в отличие от первой, в ней много компромиссов.
Причины компромиссов:
ограниченное и конкретное место под систему - маленькая комната=спальня и, соответственно - мало места, и своеобразное место - в тумбах старого стола и
мало время для её создания (примерно 5 недель).
Да и деньги на последних этапах приходилось уже экономить - сами знаете почему.

"А к чему убран третий каскад?"
А вот к чему. Не люблю, когда сигнал снимают с катода (катодные "неусилители"="повторители", которые ничего не повторяют) и пальчиковые лампы.
(Некоторые из моих "представлений" - массовое начало применения катодных "повторителей" в 50-х годах - это бюджетизация аудио=снижение себестоимости, веса и размера изделий)
С точки зрения технических характеристик - катодные повторители совершенны, с точки зрения изготовления - очень просты, с точки зрения финансовой - дешевле не бывает.
Но вот не нравятся мне - пример "аудио-капризов" - люблю музыку "через трансформаторы".

Про пальчиковые лампы (и не только).
Что б как-то вас сориентировать, и не сильно ввязываться в "ламповый интернет базар".
Коротко и грубо (надо делать оговорки), на основании опыта:
Чем раньше сделана лампа (конструкция), тем конструкция лучше "субъективно=по звучанию", но применить её сложнее - конструкция хуже "объективно=по техническим характеристикам".

Первоначально я хотел убрать все три "повторителя", но сил хватило только на два - третий и последний каскады.
Последний=выходной каскад остался, он работает, но я им пока не пользуюсь.
Сделал свой трансформаторный выход на лампе 6SJ7 с включением триодом.
Почему такой?
Потому что, в основной системе у меня такие выходы и они мне нравятся.
Почему 6SJ7 - сначала я хотел 6J7 триодом (она и разработана для "микрофонников"=для усиления слабых сигналов),
но 6J7 сложнее устанавливать - пришлось пойти на компромис - 6SJ7 более поздний наследник 6J7 с уже классической распиновкой=без отдельного провода для сетки;
и у 6SJ7 есть специальная красного цвета "малошумная" версия, по памяти номера не помню, кажется 6993.
Почему с включением триодом - у меня нет опыта применения "не триодов", и у триодов меньше внутреннее сопротивление = проще согласовывать с трансформатором.
И еще причина - такие выходы применялись в аудио до массового аудио бума 50-х годов,
а студийных аппаратах - и после - посмотрите схемы студийных микрофонных предов.
У трансформаторных выходов низкое выходное сопротивление.
(влияние "на звук" входных и выходных сопротивлений во всех компонентах системы - это долгий разговор, для меня - принципиальный, и более важный, чем замена элементной базы)

"как это сделано?"
Электрически это очень просто - выход с третьего катода - это провод, я его припаял к выходу с второго анода и выпаял сопротивление (кажется 300 кОм) между третьим и вторым катодами и убрал анодное питание.
Мак С8 очень легко "электрически" восстанавливать и переделывать - все компоненты установлены на специальной плате=панели с контактами. Всё видно и понятно.
А то, что не убралось внутри или удобнее установить снаружи - я поставил снаружи сзади на фанерке - чтоб пред стоял в столе у правой руки.

Если кто-то захочет восстановить Мак С8 - ничего (или почти ничего) не переделывая, то с трудностями он не столкнется.
(а при переделке - тут, уж, "по вкусу")

Рекомендую покупать этот пред с установленным на заводе выпрямителем накала.
Это селениумный выпрямитель -  в оригинале - selenium rectifier.
Определить это легко - внутри вы увидите радиатор синего или серого цвета из параллельных пластинок и конденсаторы бумажные снаружи бежевого или серого цвета.
Эти конденсаторы большие и расположены не на плате, а отдельно, обычно на одной из стенок.
Не путайте с анодным конденсатором ! - анодный конденсатор алюминиевый=блестящий !, расположен обычно под ламповой панелью, но может стоять и в другом месте.
Итак - анодный блестящий кон-р есть во всех Маках, а накальные бежевые (серые) - только в тех Мак С8, где выпрямляется накальное питание.

Вот фото двух Маков изнутри с подписанными компонентами:

http://s7.uploads.ru/t/bVa4h.jpg

№ 10660
http://s2.uploads.ru/t/2rGeH.jpg

Анодное питание можно взять от любого усилителя мощности. 4-5 мА выпрямленного тока любой усилитель обеспечит.
Анодное напряжение нужно сделать 335 В (+10 и - 15 В) на последнем каскаде. Для настройки анодного напряжения служит сопротивление R59=12 кОм. Оно большое и припаяно между входом=ламповой 8-штырьковой панелькой - и анодным конденсатором. На его месте можно впаять другое сопротивление, чтоб на последнем аноде получить указанное напряжение. Сама величина этого сопротивления - 12 а не 10, 15 или 20 кОм и говорит о том, что конструкторы подобрали его таким методом - экспериментально.

А вот питание накала от любого уся мощности не возьмешь - нужно 0,9 А при питании 6,3 вольта или 0,45 А при питании 12,6 В. Поэтому простейший понижающий тр-р использовать придется. И питать накал лучше постоянным током.

14

Виктор, спасибо за разъяснения и совет.
Именно такой я и взял некоторое время назад. Но пока руки не дошли до него.
В первую очередь буду думать о питании, конечно.
отдельное спасибо за фото!
с наилучшими,

15

Виктор, добрый вечер
Помогите, запутался немного с распиновкой питания С8
Мне нарисовали на схему кенотронах, я еще ее не собирал, но транс уже намотан и все остальное на подходе.
правильно ли я понимаю, что питание накала я подаю на контакты 7 и 8, анодное на 4 и 1?
Меня смущают контакты 5 и 6- я их отпаиваю от гнезда и забываю о существовании этого "тройника"?
таким образом у меня рабочие лишь четыре пина: 1,4,7 и 8. Так? или я что-то упускаю...
Спасибо за помощь!

http://s7.uploads.ru/t/cNeKE.jpg

не сумел прямо вставить картинку, поэтому через внешнее хранилище
http://s651.photobucket.com/user/Andr03 … b.jpg.html

Отредактировано Andr039 (2015-12-15 01:48:11)

16

Судя по этой схеме
http://uploads.ru/ZpeGI.jpg

7 и 8  - это накал ламп
4 - анодное питание
1 - Земля
2 - выходной сигнал такой же как на выходной "колокольчиковой"=РСА клемме OUTPUT - вам наверное не нужен ?

5 и 6  - это сетевые контакты для послания на другие устройства сетевого переменного тока - тоже, скорее всего, вам не понадобится

"таким образом у меня рабочие лишь четыре пина: 1,4,7 и 8. " - да

17

Виктор А Шапкин написал(а):

Если кто-то захочет восстановить Мак ничего (или почти ничего) не переделывая, то с трудностями он не столкнется.

Эх, столкнется :)

Виктор А Шапкин написал(а):

Рекомендую покупать этот пред с установленным на заводе выпрямителем накала. Это селениумный выпрямитель -  в оригинале - selenium rectifier. Определить это легко - внутри вы увидите радиатор синего или серого цвета из параллельных пластинок и конденсаторы бумажные снаружи бежевого или серого цвета. Эти конденсаторы большие и расположены не на плате, а отдельно, обычно на одной из стенок. Не путайте с анодным конденсатором - этот алюминиевый=блестящий, расположен обычно под ламповой панелью, но может стоять и в другом месте. Итак - анодный блестящий кон-р есть во всех Маках, а накальные бежевые (серые) - только в тех, где выпрямляется накальное питание.
Анодное питание можно взять от любого усилителя мощности. 4-5 мА выпрямленного тока любой усилитель обеспечит. А вот напряжение нужно сделать 335 В (+10 и - 15 В) на последнем каскаде. Для настройки анодного напряжения служит сопротивление R59=12 кОм. Оно большое и припаяно между входом=ламповой 8-штырьковой панелькой - и анодным конденсатором. На его месте можно впаять другое сопротивление, чтоб на последнем аноде получить указанное напряжение. Сама величина этого сопротивления - 12 а не 10 или 20 кОм и говорит о том, что конструкторы подобрали его таким методом - экспериментально.
А вот питание накала от любого уся мощности не возьмешь - нужно 0,9 А при питании 6,3 вольта или 0,45 а при питании 12,6 В. Поэтому простейший понижающий тр-р использовать придется. И питать накал лучше постоянным током.

Виктор, добрый вечер.
Мой блок питания по приведенной схеме более-менее собран, однако остались вопросы, поэтому я до сих пор его не подключал.
У меня на накал в данный момент 13.8 В. Могу резистором снизить до желаемых 12.6. Но на схеме (по Вашей ссылке) 12ax7 подключены параллельно.
Правильно ли я понимаю, что при таком подключении нужно не 12.6, а все же 6.3 В?
То есть мне нужно будет перепаять лампы на последовательно подключение?
Я не очень понимаю назначение селенимуного выпрямителя и как правильно реализовать последовательное подключение ламп (буде таковое действительно требуется) с учетом этого выпрямителя.
Можете дать мне совет?
Спасибо!

Отредактировано Andr039 (2016-10-25 21:51:59)

18

Тока щас прочитал последний пост - прошу пардону  :confused:

если у вас накал выпрямленным током 13.8 В - то так и оставьте на первое время
я б сделал 12 вольт - в первых каскадах чуть недогретые лампы имеют меньше собственного "шума"
может, даже и 11 вольт

поскольку, вы упомянули "из-за моего не очень высокого уровня"
предупреждаю! - и это написано в каждом учебнике:
теоретически (и практически, хоть я не имел возможности проверить) - при отступлении от номинального диапазона напряжения накала, которое указывается в паспорте, лампы живут меньше

"Но на схеме (по Вашей ссылке) 12ax7 подключены параллельно."
да
накал у трех ламп 12AX7 подключается параллельно в любом случае (у всех Мак С8) - хоть все три лампы 12 В, хоть все три лампы 6 В
но есть еще накал двух нитей внутри каждой лампы

вот схема - лампы 12AX7 имеют 2 нити накала - первая нить контакты 4 и 9, вторая нить контакты 9 и 5

http://s1.uploads.ru/NoC2I.jpg

если нити включены последовательно - их питают 12,6 В, напряжение прикладывается к 4 и 5 ножкам, ножка 9 отдыхает

если нити подключить параллельно - питают 6,3 вольта - 4 и 5 ножки спаиваются вместе, напряжение прикладывается к 4+5 и 9 ножкам

"не очень понимаю назначение селенимуного выпрямителя"
он выпрямляет ток накала
на этой схеме С8 в нижнем правом углу 

http://s2.uploads.ru/t/3wblq.jpg

вот часть схемы - та, что описывает выпрямление тока накала
называется "выпрямление с удвоением напряжения" - на клеммы 7 и 8 приходит переменный ток с напряжением 6,3 вольта,
благодаря такой схеме подключения двух диодов на накальные нити ламп подаётся 10,3 вольта
(на любых диодах - "селенимуных" или современных, падает=уменьшается часть напряжения, ибо они имеют сопротивление) 
на схеме видно - нити накала каждой лампы внутри соединены последовательно и питаются выпрямленным током с напряжением 10,3 вольта

http://s7.uploads.ru/Mi7EJ.jpg

если вас смущает "селенимуного выпрямителя" -  то представьте на его месте диод
физически это, конечно, разные вещи, но для понимания процессов - одно и то же - ток через диод или "селенимуный выпрямитель" идет только в одном направлении
селениумные выпрямители появились раньше полупроводниковых диодов, еще до войны, а п/проводники - в конце 40-х годов и полностью вытеснили селениумы, поскольку превосходили их во всем, кроме живучести
с точки зрения современных инженеров селениумные выпрямители - как применение керосиновых ламп или газовых  фонарей для освещения
по ссылке
селен :
"Полупроводниковые свойства селена в чистом виде широко использовались в середине 20-го века для изготовления выпрямителей, особенно в военной технике по следующим причинам: в отличие от германия и кремния, селен малочувствителен к радиации, и, кроме того, селеновый выпрямительный диод самовосстанавливается при пробое: место пробоя испаряется и не приводит к короткому замыканию, допустимый ток диода несколько снижается, но изделие остается функциональным. К недостаткам селеновых выпрямителей относятся их значительные габариты."
кстати - я видел в продаже С8, у которого внутри корпуса селеновый выпрямитель заменили диодами

я селеновый выпрямитель купил "на попробовать", никакого преимущества их перед диодами не обнаружил

"как правильно реализовать последовательное подключение ламп"
выше приведена схема подключения ламп 12АХ7

"Можете дать мне совет?"
могу
- выпрямляйте как вам удобнее - хоть "селениумом" (селеновые диоды), хоть кремниевыми или германиевыми диодами
- выбирайте питание, которое вам удобно = хоть 12 вольт, хоть 6 вольт - только не перепутайте включение двух нитей накала внутри каждой лампы

__________________________________________
коротко для справки:
селен (Selenium)
описание устройств "Селеновый выпрямитель", их плюсы и минусы в сравнении с диодными выпрямителями
про все выпрямители с картинками и схемами

19

Решил еще повозиться с предом С8.

Начал с невинной замены входного транса - там стоит и "бездельничает" Триад серии HS. Я решил его заменить на менее мне знакомый Триад 40105, а HS поставить на "более ответственный участок работы".
А потом началось - раз уж вынул с места, то почему б еще что-то не попробовать?

В результате:
- убрал не нужный "отключатель" темброблока
- после выходного тр-ра Триад HS-60 поставил "делитель сигнала"= тр-р UTC А-43 с тремя одинаковыми обмотками (импеданс 600:(600+600)) - одна=вход и две=выход
- переделал по своему родной выходной каскад; цель - сделать стандартное выходное сопротивление = 600 Ом; для этого убрал из катода сопротивление 75 кОм (у Мака 100 кОм), поставил в анод 220 кОм, и параллельно катодному резистору (тому, который для автоматического смещения лампы) подключил тр-р Бэйли 1000:600

ещё не удержался и к катодному выходу ("переделанному родному") подключил вольюм-метр =стрелочный вольтметр
(если интересно - для чего - расскажу)

вот такая очередная переделка моего С8

схема

http://sh.uploads.ru/PmaF6.jpg

фото-отчет по работе

http://s4.uploads.ru/t/Y6APK.jpg
http://s7.uploads.ru/t/6BPGr.jpg
http://se.uploads.ru/t/wElSO.jpg
http://s7.uploads.ru/t/ZFnR7.jpg
http://s9.uploads.ru/t/pgNOI.jpg
http://sh.uploads.ru/t/JE9Ar.jpg
http://s6.uploads.ru/t/nYXhM.jpg
http://s7.uploads.ru/t/HzpUM.jpg
http://s8.uploads.ru/t/naYbt.jpg
http://s6.uploads.ru/t/CRI2F.jpg
http://s5.uploads.ru/t/YNwxK.jpg
http://s3.uploads.ru/t/0qfgv.jpg
http://sh.uploads.ru/t/PcET1.jpg
http://sh.uploads.ru/t/LmKkA.jpg
http://s9.uploads.ru/t/j2gf3.jpg
http://sh.uploads.ru/t/i62me.jpg
http://s9.uploads.ru/t/Qzeln.jpg
http://se.uploads.ru/t/9GDRx.jpg
http://se.uploads.ru/t/peanE.jpg

после всех трудов погонял пред через "генератор-осциллограф" на предмет - не появился ли какой изъян - все нормально
потом отслушивал на наушниках - не шедевр, конечно, но слушать можно
вскрылись и недостатки цифро-музыки - много работы впереди

20

продолжение работы

сначала про не очень успешную работу - про мой "средний" усь на базе шасси Майхака

Неуспешность в следующем:
работая с ним на столе я добился, в числе прочего, низкого фона, и по замерам и по прослушиванию;
а вот на рабочем месте = в стойке он, увы сильно фонит. Переменный ток в накале при не сильных сигналах - это капризная штука. О причинах могу только гадать, пока, потом - исследую.
Первая догадка - другая розетка. И вторая догадка - в стойке он стоит близко от неэкранированного тр-ра С8. И третья догадка - у меня не сильно правильно разведена земля и накал (хотя, вроде б, не впервой). Как говорил старший экономист «Гипрорыбы», примерный семьянин и честный советский гражданин Семён Семёнович Горбунков (Бриллиа́нтовая рука) - "будем искать"  :disappointed:

Теперь сама работа.
решил сделать входной тр-р симметричным по входу (симметричные сигналы во всех отношениях - и ушами и измерениями - приятнее). В родном исполнении у него несимметричный вход с переменником 5 кОм для подстраивания громкости (см схему).
Чтоб перевести его в симметричное включение пришлось тр-р снять с шасси и снять с него кожух.
Ниже фото входного тр-ра Майхак. Его название и спецификация=схема видны на фото. Из схемы, думаю, понятно - как первичные обмотки включить симметрично=пушпулом.
Тр-р сделан очень тщательно и качественно, имеет катушку с двумя областями намотки, традиционные для немцев многослойные экраны=корпуса, тут - бумажечки наклеены, там - тряпочки проложены. В общем - ребята от Майхака трудились на совесть. Думаю, из фото все видно.

выводы первичной обмотки
http://s4.uploads.ru/kVhYf.jpg

выводы вторичной обмотки
http://s0.uploads.ru/k9V7S.jpg

название
http://s1.uploads.ru/ITHfs.jpg

схема
http://s2.uploads.ru/wdVyZ.jpg

На базе этого уся проиллюстрирую - как выбирать режимы ламп.
Мне - это только сфоткать. А кому то это, возможно, будет полезно. (не все ж читающие этот форум в большой дружбе с "паялками" и "измерилками".  :flirt: )

большое напряжение!=будте внимательны!=не уверены-не беритесь!

Для этого:
- меняю анодное напряжение (в небольших пределах, поскольку варио-тр-р = с переменным выходным напряжением=ЛАТР - у меня давно тю-тю) - перепаиваю сопротивления в анодном питании;
- меняю катодное сопротивление - впаиваю переменное сопротивление большой мощности и примерного номинала (1 кОм часто мне подходит) к катоду лампы (в данном случае - четырех ламп сразу), и второй конец - к "мыльнице" в режиме "амперметр", второй шнур мыльницы припаиваю к земле - и она меряет проходящий через неё и катодное сопротивление ток;
- вторую мыльницу в режиме "вольтметр" подключаю для измерения напряжения между катодом и землей; т.о. напряжение и ток на катоде управляемые и контролируемые;
- на вход уся подаю синус 1000 Гц (для создание симметричного синуса использую транс ЮТиСи НА-108), амплитуда синуса  регулируется генератором;
- на выходе подключаю осциллограф - для контроля неискаженности сигнала;
- по замеренным току и напряжению на катоде смотрю на ВАХ лампы - в какой рабочей точке она находится

вот иллюстрации

вот ВАХ лампы с моими замеренными отметками:
точки - это режимы работы ламп, наклонные прямые - это нагрузка на лампы от тр-ра, гипербола - это максимальный ток через одну лампу
http://s4.uploads.ru/Gm5KQ.jpg

коричневое "потёртое" сопротивление - это ранее стоявшее (прим 640 Ом), при нем ток через каждую лампу был примерно 6,5 мА, в сумме 6,5х4= 26 мА (самая нижняя точка на ВАХ)
http://sd.uploads.ru/zGgJv.jpg

под другим ракурсом
http://s9.uploads.ru/1ZDTy.jpg

вот вместо катодного сопротивления впаян большущий зеленый переменник, под ним лежит лист с ВАХ, на который я наношу замеренные точки
http://s1.uploads.ru/0ieNT.jpg

а это замена анодных сопротивлений - тут дольше=приходится сначала ждать пока спадет напряг анодный, потом впаивать новые
на месте впаяны два темно-серых сопротивления, слева лежат блестящие - они следующие
http://se.uploads.ru/7eizs.jpg

это контроль за "неискаженностью" сигнала "на глазок", измерителя гармонических искажений (неравномерности синусоиды по амплитуде=на сколько процентов верхний "горб"=полуволна больше или меньше нижнего) у меня, увы, нет
http://s1.uploads.ru/7VU9Y.jpg

на заднем плане две "мыльницы" показывают ток и напряжение,
52,1 - это ток в мА через четыре лампы - делим на 4 - получаем ток через одну лампу, глядим на ВАХ
9,02 - этот напряжение на катоде - опять глядим на ВАХ и рисуем очередную рабочую точку
катодное получилось 170 Ом
http://se.uploads.ru/wRgei.jpg

блестящие сопротивления в анодном питании по 100 Ом
я остановился на этом режиме - 52 мА ток и 9 Вольт смещение
http://sf.uploads.ru/8le3P.jpg

вот и всё
до - лампы работали в режиме "ближе к АБ", мощность была больше =больше разбег сигнала по нагрузочной линии (см на ВАХ)
(если послушать усь и вдумчиво проанализировать - под вопросом - при переходе в Б-область одна из ламп клиппирует=не может тащить (тянуть) сигнал, поэтому субъективно меньшая измеренная на выходе по току и напряжению мощь в А-режиме играет громче большей мощи в АБ-режиме), можно было больший сигнал подавать на вход
после - ток через лампы выше, смещение меньше, меньший входной сигнал допустим

теперь про более успешные дела - про "доведение до ума" моего Мака С8

я переделал питание накала - 120 вольт тащить к усю надоело и источник помех большой, поэтому я сделал питание от того же тр-ра Телефункен, от которого питаются и аноды,
выпрямил его родным "дедовским способом" - диодный мост с древними диодами КД-205 72 года, три кондера+два набора сопротивлений, подобрал эти сопротивления под 5,7 вольт,
фон ушами не слышен совсем - я слушаю щас в наушниках - в них вылезает малейший фон, на экране фон можно увидеть только при максимальном усилении осциллографа,
зашунтировал анодные электролиты неэлекторолит-кондёрами - на слух в наушниках это ничего не дало

и главное - поборол цифровой шум из Эподжи Дуета;
там на выходе, как везде в цифромире, стоят операционники (в дорогих девайсах их заменят сборной "рассыпухой"=напаивают на маленькую плату отдельные транзиперы, сопротивлениями и кондёры), этот шум Дуэта не зависит от уровня сигнала (проверено и на ЮэСБи Мюзик Холле);
может этот шум - результат наводок по ФайрВайр от компа - буду изучать (хотя, Мюзик Холл связывается с компом по ЮЭсБи, а "шипение" на малых сигналах тоже),
но факт - он слышен только при низком уровне выходного сигнала.
так вот :
- если подавать на вход С8 большой сигнал с Дуэта - шума из Дуэта не слышно, какая-то из ламп С8 клиппирует=пик синусоиды сглаживается=сигнал искажается, мощи для ушей на выходе хватает, но слушать трудно;
- если подавать на вход С8 маленький сигнал с Дуэта - лампы С8 не клиппируют, но мощи для ушей на выходе не хватает и противный шум операционников слышен

я на входе С8 поставил делитель - сигнал с Дуэта подаю на последовательно-соединенные сопр-я 150+30 кОм, а на первую сетку снимаю сигнал только с 30 кОм
(опытные инженеры из Макинтоша изначально для таких целей поставили на входах С8 делители, но я "в порыве страсти" их убрал - пришлось возвращать, но с фиксированными сопротивлениями)
так Дуэт отдает "сильный" сигнал (что б он значительно превышал его шум), а С8 принимает слабый сигнал (одну шестую от поданного);
что б усилить этот слабый сигнал, я подключился к четвертому входу = более "сильно" усиливающему, нежели используемый ранее первый вход
(в любых МакИнтошах С8 два входа имеют меньшее усиление, нежели три других - в моем "сильные" по усилению входы имеют номера 3, 4 и 5)

что б изучать и контролировать этот процесс я использовал - сначала при замерах, а ныне и при прослушивании два вольтметра=вольюм метра=уровне-метра:
- первый - серый В3-55 подключил к выходу Дуэта - он измеряет выходное напряжение Дуэта (но! - не входное напряжение С8) - по 0-10 шкале на синусе нет искажений до величины 4;
- второй - ВЕ 752В темно-зеленый подключил к катодному выходу С8 - он измеряет выходное напряжение С8 - по его шкале на синусе нет искажений до величины -7

теперь я не только слышу, но и вижу - когда и на сколько начинаются сигналы с искажениями
(в случае муз сигнала, в отличие от синуса, всплески сигнала могут двукратно превышать "синусный" максимум без слышимых искажений)

теперь иллюстрации

На дальнем плане блок питания накалов: синие бочонки - это кондёры Корнэлл-Дубилиер по 200 000 мкФ каждый, рядом коричневый предмет - это диодный мостик, спаянный специально "ромбиком"=как по схеме - для наглядности.
На переднем плане блок питания анодов: маленькие серые и серебристые цилиндры - это неэлектролитические кондёры для шунтирования электролитов;
выпрямление пальчиковым кенотроном, пока стоит 6Ц4П (семь ножек) - отечественный аналог EZ-80 (девять ножек), есть и оригинальный, со временем поставлю, разница в звуке нулевая; в этом месте с этим трансом родным был EZ-11 (восемь ножек) - "черепаший" предок пальчикового EZ-80; приготовлен и он, но надо панельку менять - так что будет время - доберусь ...

http://s8.uploads.ru/14QFh.jpg

работающий кенотрон - мягкий свет и "мягкое" питание анодов,
серый силовой транс - абсолютно тихий (я сижу на расстоянии руки и малейшее отклонение от тишины рано или поздно "достанет")
кстати, заметки на полях:
из всех применяемых мной силовых трансов отличаются от абсолюта = издают слабенькие звуки только следующие:
Нойманн - что для меня странно - на этом брэнде от лайков="знаков качества"=восторгов в инете места нет,
оба транса из "моего Майхака" - и родной Майхак и приделанный к нему Филипс - звуки эти не имеют ничего общего с издаваемыми гов...ми трансами гундежом, но и абсолютных требований не выдерживают;
если перечисленные трансы держать на расстоянии акустики - ничего слышно не будет, так что это - мелкие придирки
Силовой транс Ela Bv 8041, на бумажку переписаны его параметры:
2х280 Вольт - 0,032 милиАмпера
6,3               - 1,55
6,3               - 0,85
24                - 0,1

http://se.uploads.ru/idxLQ.jpg

вид сверху на входы-выходы С8
http://s9.uploads.ru/n2FQc.jpg

блок выпрямления накала крупно,
кстати, кондёры выпрямления накала я тоже шунтировал неэлектролитами для эксперимента - никакого эффекта
http://s5.uploads.ru/8aXzh.jpg

измерители сигнала - спереди серый В3-55 меряет сигнал на выходе из Дуэта, сзади темный ВЕ 752В меряет сигнал на выходе С8
http://se.uploads.ru/MuWi5.jpg

если есть вопросы - задавайте

21

вот изготовление блока питания для Макинтоша С8 от Andr039

изначально, увы, на "аглицкой мове"

http://translate.google.com/translate?hl=&sl=en&tl=ru&u=http://www.lencoheaven.net/forum/index.php?topic=22988.0&sandbox=1

22

Провёл еще один этап исследований и доработок моего Мас С8:

- поменял отечественные сопротивления на американские Аллен-Брэдли, кроме последней лампы (пока на наушниках ничего не услышал);
- все каскады, кроме последнего, сместил физически на одну полу-лампу влево - поскольку третьего каскада у меня нет;
в результате последняя полу-лампа у меня стала свободная;
- запараллелил обе последние полу-лампы;
- в катоде последнего объединенного из двух половинок 12АХ7 каскада поменял два запараллеленных кондёра "бамбл би" (0,47+0,47 мкФ) на один советский МБГП-2 1 мкФ;
- вернул лампочку индикации включения на родное место - включил её последовательно с сопротивлением 4 Ом, родное включение - с сопротивлением 2 Ома - так лампочка тусклее, но меньше греет внутренности Мака

может что и забыл - вспомню - напишу

вот фото моего в бесчисленный раз доделываемого Мака

http://se.uploads.ru/h0Lpd.jpg
http://s9.uploads.ru/gWiU6.jpg

иллюстрация замеров синусоиды

с искажениями

положение ручки громкости 7,5
http://s4.uploads.ru/7fUK0.jpg

осциллограф и вольтметр на моем анодном выходе (6SJ7)
http://sd.uploads.ru/m3bHg.jpg

вольтметр на моем катодном выходе (две запаралеленные половинки 12АХ7)
http://sf.uploads.ru/IzU4q.jpg

без искажений

положение ручки громкости
http://sf.uploads.ru/slbph.jpg

осциллограф и вольтметр на моем анодном выходе (6SJ7)
http://sa.uploads.ru/951Dy.jpg

вольтметр на моем катодном выходе (две запаралеленные половинки 12АХ7)
http://s3.uploads.ru/nalGx.jpg

23

поменял последнюю (третью) лампу 12АХ7 на 12АY7 (внутр сопр примерно 22 кОма); анодные нагрузки 50 К, в катодах 740 Ом;
сигнал снял :
с анода - послушать пока не могу;
с катода - так же как и у предыдущего варианта - слушать могу, но не хочу
поднял немного (стало чуть меньше 300 на последних лампах) анодное напр-и для всех ламп

с "моего" выхода играет очень хорошо - всё г... , пардон - все особенности цифро-музыки читаются "на раз" ; источники - пока только "цыфирь"
при наличии времени я еще поэкспериментирую

дальнейшее повествование в Части 2


Вы здесь » форум Виктора А Шапкина Victor A Shapkin Audio » Аудио » Новый проект (часть 1)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно