столы серии D ("профессиональная" серия) имели заднее левое расположение мотора, столы серии Н ("любительская" серия) - переднее левое
рычаг (спереди слева) включал мотор (у представленного на фотографии стола эта часть снята), и подводил ролик к шпуле
у первых моделей столов шпуля имела один рабочий диаметр, предположительно на 33 об/мин, позже шпули стали делать с несколькими диаметрами и сзади слева появился ещё один рычаг для переключения скоростей
для других скоростей нужно было одеть на шпулю насадку, увеличивающую её диаметр
такой же принцип "переключения" скоростей применялся в те годы на американских столах Gray и D&R
для одевания этих насадок без съема диска в последнем сделаны два отверстия, через которые и одевалась на шпулю насадка
к слову - такие же отверстия сделаны и на первом Гэйтсе СВ-11, но там насадка нужна была из-за выпуска в 1950 году пластинок со скоростью 45 об/мин, две другие скорости были заложены в конструкцию
________________________________________
головки Пьер Клеман выпускал только моно, но много разных, тут про них сказано подробно в Посте 3
тонарм выпускал двух типов по диаметру трубки и месту зажима головки:
1 "толстые" - диаметр примерно 10 мм, зажим у головки сверху арма, иногда называют L6, хотя на самом арме ничего не написано
2 "тонкие" - диаметр примерно 8 мм, зажим у головки слева арма, выпускался примерно с 1960 года, иногда называют L7
"тонкие" армы я видел двух длин, "толстые" - только одной (но не уверен - может быть и "толстые" были с разными длинами)
тонармы, начиная примерно с 60 года принимали стерео шеллы для не-Клемановских стерео головок, поэтому "толстые" армы могут быть и моно и стерео, а "тонкие" - только стерео
______________________________________
"как нибудь дотянет последнюю милю
твой надежный друг и товарищ - мотор"
Олег Анофриев Песенка шофёра
В этом разделе в 3-м посте приведена
статья про стол Clement из журнала Evolution Electronique выпуск №81 за 1960 год
статья прислана и переведена Д. Ханиным (ему низкий поклон за это)
В первом разделе статьи "Мотор привода" подробно и понятно изложены преимущества синхронных (по американски "гистерезисных") моторов, которые устанавливались на столы Клемана (и на многие другие), над асинхронными (по американски "индукционными").
Последние устанавливались, в том числе, и на столы Торенс 124 и Гаррард 3(4)01.
Вот определение "Гистерезисный синхронный мотор" (пост 13), увы, на английском.
схема питания мотора Клемана
насколько я понимаю - это трех-фазный мотор
(КАК ПОДКЛЮЧИТЬ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ К ОДНОФАЗНОЙ СЕТИ. Кузнецов Олег.)
Поэтому раздел "Мотор привода" фактически, подробно и обстоятельно описывает преимущество моторов Клемана над моторами Торенса/Гаррарда.
И, не смотря на то, что столы-обладатели асинхронных моторов в статье правильно и деликатно не названы, я аргументирую свою догадку так. И Клеман, и Торенс 124, и Гаррард 3/401 были ориентированы на одни и те же рынки - радиостанций, студий и состоятельных любителей музыки.
Об этом говорят: тщательность проектирования, качество изготовления отдельных деталей и целых узлов, способность работать в режиме 7/24. И последний аргумент - я долго и тщательно работал и с Гаррардом 401, и с Торенсом 124, и с Клеманом H4L6. Все три - мои хорошие друзья.
Поэтому мне бы хотелось "заступиться" за два известных и любимых стола с асинхронными моторами.
(хотя, как говаривала Ф. Раневская, "они так долго нравятся людям, что сами могут выбирать - кому нравиться, а кому нет")
Коротко так:
Торенс и Гаррард уступают Клеману в моторах, но превосходят его в корпусах, подшипниках дисков и самих дисках.
______________________________________
Для того, что бы понять вклад мотора в работу стола, надо представлять, что мотор является источником двух главных "бед=проблем" всех столов.
Чем больше эти "беды=проблемы" проникают во вращение пластинки и в работу картриджа - тем больше отбивают желание слушать музыку.
1. Крутильные колебания ротора. Это отклонение за один оборот реальной вращательной скорости от идеальной.
2. Колебания корпуса мотора. Это отклонение положения включенного мотора от положения невключенного мотора.
Первая проблема ощущается только ушами при прослушивании музыки. Как практически померить даже сейчас, с современной измерительной базой, я не представляю. Хотя хорошо представляю как измеряются крутильные колебания больших величин в других отраслях машиностроения.
Вторая проблема ощущается ушами с помощью стетоскопа. Это - у хороших моторов, у плохих - можно и руками ощутить. Измерить можно (и мерили, и меряют щас) датчиком ускорений. Правда, в основном, только на корпусе. С помощью специального переходника (с собственным вкладом в колебания) можно померить в районе шпинделя=оси диска.
Обе эти "беды=проблемы" должны быть как можно меньше. НО - на иголке и корпусе звукоснимателя (приемнике колебаний), а не на моторе (источнике колебаний).
Этим колебаниям предстоит долгий путь до картриджа. И на пути этом будут и крепления мотора, и корпус, и ролик, и диск, и тонарм.
Но пока хватит. Ещё об этом - потом, когда время и силы будут.